А.А. Половцов

Источник

Зауервейд, Николай Александрович

Зауервейд, Николай Александрович, сын Зауервейда Александра Ивановича, родился в 1836 г., умер 29 мая 1866 г. Ученик Академии Художеств, где, на 18 году жизни, в 1854 г. получил серебряную медаль второго достоинства «за живопись баталическую», а через три года – ряд наград: серебряную медаль 1 достоинства за картину и серебряную медаль 2 достоинства за рисунок с натуры; на следующий год ему была дана программа на золотую медаль: «Сражение при взятии Нарвы», – за эту картину, выставленную в 1859 г., он получил золотую медаль 2-го достоинства и тогда же был удостоен звания художника 14 класса. На золотую медаль 1-го достоинства он получил программу: «Покорение Риги императором Петром Великим», причем, когда представил эскиз «Репнин в Риге во время чумы», то получил разрешение писать сразу на академика, каковым и был признан 2 сентября 1860 г. Наибольшее впечатление произвела картина его «Петр I при Нарве». Об этой картине сохранился следующий отзыв: «Много жизни и движения, особенно хороша группа около раненого на левой стороне от зрителя; тут замечательнее всех девочка с распущенными волосами, в одной рубашке, закрывшая лицо обеими руками. Ее поза совершенно натуральна и проста; лица не видно, но вся фигура выражает отчаяние самое полное и вместе такое детское, что вызывает сострадание будто к существу живому». На военные сюжеты известны следующие картины З.: 1) Выезд князя Репнина в Ригу по взятии города 4/VII 1700 г. (1860 г.), 2) Казаки стаскивают на петле часового в лунную ночь (1857 г.), 3) Сражение при Курюк-Даре (1858 г., академическая выставка), 4) Сражение при Нарве или Петр I при Нарве (1859 г.), 5) Штурм редута Шварца (1854 г.) и 6) Этюд сражения при Ольтенице (1854 г.). Таким образом З. вдохновлялся военными подвигами Петра I и эпизодами только что окончившейся Крымской эпопеи. Но художник, видимо, не удовлетворялся одною баталией, по классу которой он окончил Академию Художеств: на выставке 1864 г. он выставил картину чистого жанра «Скромный переезд с квартиры на квартиру». Тяготение к жанру проявилось и в сотрудничестве в «Иллюстрации» того времени, где З. поместил рисунок «Пьяный». Последнею работою художника был «Портрет г-на Барри» (1865 г.); наконец, нужно указать на акварельные рисунки-иллюстрации к роману графа Алексея Толстого «Князь Серебряный». Таким образом трудно сделать какое-либо заключение о З., остался ли он, как и его отец, баталистом или, подчинившись господствовавшему в то время модному течению, перешел в ряды обличителей-жанристов. К сожалению, ранняя смерть, на 30 году жизни, – не позволила художнику вполне определиться.

Петров, «Материалы к истории Академии Художеств», т. III, стр. 227, 283, 293, 315, 331, 333, 334, 354, 355. – Береганов, «Наши художники», стр. 153. – «Северная Пчела» 1864 г., стр. 1130, 1316. – «Иллюстрация» 1858 г., №16; 1859 г., стр. 343. – «Иллюст. Газета» 1862, № 228; 1866 г., № 22.


Источник: Русский биографический словарь / изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913. : Т. 1-25. / Т. 7 : Жабокритский - Зяловский. - 1916. - [2], 588 c.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle