сост. Й. Ирмшер, Р. Йоне

Источник

Гносис

(греч. познание, знание), религиозное течение поздней античности, в котором вост., в т. ч. иудейское, понимание бытия соединялось с эллинистическим, причём последнее одерживало верх благодаря обогащению его идеями перс.-иран. верований. Для Г. характерен строгий дуализм. Мир и человек рассматривались как две антагонистически противоположные части. Тело и материя, как и космос, трактовались как творение и область господства Демиурга. Последний приравнивался к библейскому богу-творцу. Душа и дух считались созданием и сферой деятельности бога света, спасителя. Бог-творец вступал в борьбу с силами тьмы и в конце концов побеждал их. Согласно учению Г., спасение человека заключается в осознании им, что его душа, его первичное «Я» – часть божеств. световой материи, которая стремится к возвращению в потусторонний мир света, где она зародилась. Познание открывается человеку через спасителя (греч. phostere – освещающий). Представители различных сект (мандеев, манихеев, поклонников Сета, симониан или герметиков) именовали спасителем своих богов: Мани, Сета, Гермеса Трисмегиста, Симона Мага, Сема или Зостриана, Иисуса, а также Иакова. После того как в Наг-Хаммади (Верхний Египет) была открыта коптская гностич. б-ка, впервые появилась возможность получить более полные представления о многочисл. сектах и трудах христианских гностиков.


Источник: Словарь античности : Пер. с нем. / Сост. Й. Ирмшер в сотр. с Ренате Йоне ; Редкол.: В.И. Кузищин (отв. ред.) и др. - Москва : «Прогресс», 1989. - 704 с., [30] л. ил.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle