Грамматика
(греч. grammatike techne – умение обращаться с буквами grammata), первоначально означала иск-во чтения и письма; в эллинистич. и рим. время – знание языка и лит-ры; в поздней античности понятие Г. было сужено до совр. толкования Г. как учения о звучании и формах слов (синтаксис). Софисты положили начало Г. как научной дисциплине (5–4 вв. до н. э.). В обучении языковым специальностям Г. и риторика занимали ведущее место, т. к. иск-во речи являлось важнейшей предпосылкой успеха в обществ.-политич. жизни. В обучении Г. у софистов в центре находился разбор поэзии – это было особенно важно при разработке филологич. проблем. Своей вершины античная Г. достигла в эллинистич. эпоху, когда древнейшая, воспринимавшаяся как классич. лит-ра была по стилю и языку критически обработана (особенно произведения Гомера, Эсхила, Софокла). Центрами изучения Г. были мусейон в Александрии, где преподавали Аристофан из Византии и Аристарх из Самофракии, которые в числе прочего систематизировали учение о флексиях по принципу аналогий, а также Пергам, где работал Кратес из Маллоса. В противоположность грамматикам из Александрии Кратес, присоединяясь к стоич. воззрениям, отстаивал принцип аномалии (нерегулярности), представл. в словообразовании и учении о формах речи. Стоики создали систему и терминологию Г., которая благодаря римлянам без существ, изменений дошла до сегодняшнего дня. Во 2 в. до н. э. ученик Аристарха Дионисий Фракийский объединил все имевшиеся к тому времени результаты грамматич. исследований в первой греч. Г.(Teche grammatike), которая служила учебником Г. вплоть до эпохи Возрождения. В Риме начало научной Г. положил Кратес из Маллоса. Он прибыл в Рим в 169 до н. э. и читал там лекции о проблемах Г. Крупнейший рим. филолог и исследователь древностей М. Теренций Варрон составил первую основополагающую книгу по Г. на лат. яз. «De lingua latina» («О латинском языке»), Реммию Палемону (1-я пол. 1 в.) принадлежал первый учебник лат. Г. (утрачен), на котором основывались Г. Доната (4 в.), Присциана (ок. 500) (сохранившиеся). Последние в качестве полезных школьных книг принадлежали к числу наиболее читаемых в средневековье, они оказывают определ. влияние и в наши дни (при разработке новейших школьных руководств, использовании единой грамматич. терминологии). Именно античной Г., а также литературоведению мы в значительной степени обязаны сохранением шедевров греч. и рим. лит-ры, знакомством с античными авторами, многочисл. цитатами из утрач. произведений (той эпохи). При подготовке издания др. текстов были написаны важнейшие труды, комментарии – примечания, пояснения к тексту, собраны редкие и неизвестные выражения, составлялись глоссарии и жизнеописания авторов. Г. (как обучение языку и лит-ре) занимала важнейшее место в системе высшего образования эпохи античности. Все входившие в эту систему дисциплины изучались в рамках Г., за исключением риторики. Последняя либо представляла собой вторую ступень высшего образования, которая следовала за Г., либо являлась предметом спец. изучения.