Душа
(греч. psyche, pneuma). Древнейшие греч. философские системы не отделяли Д. от материи, жизнь материи обусловливалась наличием в ней Д. (гилозоизм). Сущность человеч. Д. отождествлялась с мировой движущей силой (огнём, по Гераклиту и Левкиппу, воздухом, по Анаксимену). Пифагорейцы считали Д. числом и отделяли её от материи. Согласно Платону, Д. занимает промежуточное положение между царством идей и низшим миром становления и исчезновения и, т. о., ей свойственны как разум, так и страсти. Поскольку Д. частично принадлежит к царству идей, Платон считал, что она существует до рождения человека и является бессмертной. Неоплатоники придерживались того же взгляда на Д. Аристотель, философии которого свойственны материалистич. элементы, примыкал в этом вопросе к натурфилософии и считал деятельность Д. связанной с жизн. теплом. По его представлениям, Д. проникает в кровь в образе живительного дуновения. Аристотель считал Д. энтелехией (греч. entelecheia – завершение) тела; её специфич. формой является разум. Перипатетики развили эти идеи.