Зевс
(греч. Zeus, лат. Jupiter), верховный греч. бог, восходящий к индоевроп. божеству неба, отец богов и людей, царь среди богов по образцу положения царя в человеч. обществе, младший сын Кроноса (вследствие этого называется поэтами Кронидом или Кронионом) и Реи. Отцу З. было предсказано, что он будет свергнут одним из своих потомков. Поэтому он проглатывал своих новорожд. детей. Предполагаемое место рождения З. – о. Крит, где он был скрыт от своего отца Крона и вскормлен Амалтеей. Возмужав, З. лишил отца власти и заставил его вернуть на свет ранее проглоч. им детей. Разделив со своими братьями Посейдоном и Аидом власть над миром, З. получил в удел небо. Местопребыванием З. считался Олимп. Он покорил всех своих врагов (гигантов и Тифона). От первой супруги Метиды З. породил Афину. Гл. женой З. считается Гера, его сестра. Их детьми были Арес, Геба, Гефест и Илифия. З. имел детей от мн. других богинь и смертных женщин: от Дионы – Афродиту, от Фемиды – гор, от Мнемосины – муз, от Лето – Аполлона и Артемиду, от Деметры – Персефону, от Евриномы – харит, от Майи – Гермеса, от Семелы – Диониса, от Данаи – Персея, от Леды – Елену и Диоскуров, от Алкмены – Геракла, от Эгины – Эака, от Европы – Миноса, Радаманта и Сарпедона, от Антиопы – Амфиона и Зета, от Ио – Эпафа, от Каллисто – Аркада. З. был божеством погоды, восседавшим на небесах или на горе Олимп, собирателем туч и ниспослателем дождя, повелителем молний и грома. Под именем З. Геркей (от греч. herkos – ограда) он почитался как охранитель домашнего х-ва, под именем Ктесий (Приобретатель) охранял припасы и считался подателем богатства; З. Мейлихию (Кроткому), благосклонному к кающимся богу, в Афинах был посвящён праздник Диасий. З. Ксений (хепоз – чужестранец) покровительствовал чужестранцам, З. Гикесий (hiketes – прибегающий к покровительству) – ищущим защиты у его алтаря. Присяга (horkos) и клятва считались освящёнными З. Горкием, т. к. в качестве хранителя мирового порядка он следил за исполнением законов; З. Элевтерий (Свободный) защищал свободу; З. Сотер (Спаситель) охранял права личности и гос-ва. В Додоне З. как богу мантики (гадания) принадлежал весьма почитавшийся оракул; считалось, что в качестве примет для гадания он посылал молнии, гром, метеоры, сны и пр. З. Ликею в г. Ликей (Аркадия) приносились человеч. жертвы. Ему были посвящены дуб и орёл. З. изображался с орлом, скипетром и пучком молний как непрем. атрибутами, иногда – восседающим на троне. Широкой известностью пользовалась хрисоэлефантинная статуя З. в Олимпии работы Фидия, дошедшая до нас лишь по изображениям на монетах. Из сохранившихся изображений З. самое известное – З. из Отриколи эллинистич. времени. В иск-ве и лит-ре последующих эпох имена З. и Юпитер, как правило, используются как синонимы (картины Скьявоне, Веронезе, Г. фон Валена, Л. Коринта; опера Генделя).

Зевс.
Римская копия
с позднеклассической статуи
(Берлин, Государственные музеи)