сост. Й. Ирмшер, Р. Йоне

Источник

Керамика

В 7–6 вв. до н. э. греки изготавливали не только посуду, применяя при этом гончарный круг, но и плоские керамич. плиты, предназначавшиеся для облицовки зданий, которые в архаич. эпоху строились из дерева и песчанистой глины. Об этом свидетельствуют находки – плиты из обожжённой глины с нанесёнными на них цветными рисунками, применявшиеся для отделки фризов. Ведущее место в развитии строительной К. занимал Коринф; только в 5 в. до н. э. роль терракоты в зодчестве резко упала, однако полностью эта отрасль К. не исчезала никогда. К. малых форм 6–5 вв. до н. э. представлена расписными вотивными табличками (напр., таблички из Пентескуфии близ Коринфа). Плиты с нанесёнными на них рельефами, предназнач. для декора стен, появляются только в 4 в. до н. э. Круглая керамич. скульптура свободных форм выполняла не только вспомогательную функцию (при изготовлении бронзовых статуй использовались керамич. модели и формы для отливки), но существовала как самостоятельный вид иск-ва до 4 в. (Зевс и Ганимед из Олимпии, ок. 470 до н. э.). В области керамич. скульптуры больших успехов достигли и этруски – об этом можно судить по терракотовым саркофагам, датируемым 6 в. до н. э.; подобно этрусским погребальным урнам, эти саркофаги украшены рельефами, отдельные части выполнены из обожжённой глины. К числу пластич. произведений из глины следует отнести и огромные, выше человеч. роста сосуды, украш. рельефами, предназначавшиеся для хранения жидкостей и сыпучих продуктов. Такие сосуды использовались уже в крито-микенскую эпоху. Мелкая терракотовая пластика во все времена служила украшением в небогатых домах, могла быть игрушкой для детей или вотивным даром. Часто К. заменяла изделия из металла, доступные только богачам и знати. В среднем художеств, ценность произведений мелкой керамич. пластики невелика, за исключением знаменитых терракот из Танагры. Важную область К. составляют чисто художеств, произведения – гротескные фигурки, маски, уменьш. копии знаменитых произведений монументальной скульптуры. Кроме того, из глины изготовлялись и вещи практич. назначения – веретена для ткацких станков, грузила для рыболовецких сетей, ульи, тигели, а у кельтов, даков, иллирийцев и фракийцев – формы для отливки монет. О технологии изготовления керамич. изделий можно судить по найденным остаткам печей для обжига, инструментам для изготовления моделей, печатям для создания рельефов, моделям и формам для отливки статуй. Вместе с тем не обнаружено никаких сведений о красках, использовавшихся при изготовлении керамич. изделий, хотя их, конечно, окрашивали. Особый вид К. представляют собой глиняные ритоны и такие сосуды, в которых глина комбинируется с другим материалом (эмалью). Такие изделия К. отражают изменения в стиле и вкусах. Технология производства К. позволяла использовать и детский труд; можно было организовать семейную мастерскую или относительно крупное производство с применением значительного числа рабов. В последние десятилетия существования Римской республики крупные предприниматели организовывали специализированные керамич. мастерские, которые давали большое кол-во изделий. Успехи, достигнутые Римом в изготовлении К., стали образцом для пров., начиная с последнего столетия существования республики. Наряду с крупными предпринимателями существовали и мелкие ремесленники, производившие дешёвую продукцию. Сегодня в экспозициях музеев керамич. изделия представлены, как правило, высококлассными образцами, которые были недоступны широким массам.

Керамика.

Большие керамические сосуды для хранения продуктов;

чтобы охладить, их зарывали в землю на глубину,

превышающую человеческий рост

(найдены в Кноссе, Трое, Тиринфе)

Керамика.

Терракотовая форма и полученное с её помощью

изображение (справа) из Тарента

(сер. 4 в. до н. э.)

Керамика.

Керамические штампы с выпуклым рисунком

для оттиска изображений (свиньи из Рейнцаберна),

маски с бородой, надписи (преимущественно

изделия римских провинций 1–2 вв. н. э.).

Позитивный штамп оттискивался в форме,

поэтому рельефное изображение также было позитивным


Источник: Словарь античности : Пер. с нем. / Сост. Й. Ирмшер в сотр. с Ренате Йоне ; Редкол.: В.И. Кузищин (отв. ред.) и др. - Москва : «Прогресс», 1989. - 704 с., [30] л. ил.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle