сост. Й. Ирмшер, Р. Йоне

Источник

Неделя

Семидневная Н. ведёт своё происхождение из Вавилона. В греч. гос-вах месяц делился на три декады, а римляне пользовались девятидневной Н., каждый девятый день которой считался рыночным днём (nundinae). Для всех этих систем характерно отсутствие фиксированного дня отдыха; работа прекращалась только во время некоторых сакральных праздников. Совр. система семидневной Н., при которой отсчёт дней Н. не зависит от начала года, восходит к иудейской традиции. Христиане, следуя образцу евр. субботы, ввели регулярный праздник после каждых 6 рабочих дней. В 321 н. э. Константин Великий закрепил закую форму Н. законодательно. К евр. Н. восходит обозначение дней Н. по их номерам, которое через посредство греч. православной церкви было усвоено славянами. Римляне в императорскую эпоху дали дням Н. назв. по семи видным невооруж. глазом и известным тогда светилам (дни Солнца, Луны, Марса. Меркурия, Юпитера, Венеры, Сатурна – лат. dies Solis, Lunae, Martis, Mercurii, Jovis, Veneris, Saturni). Назв. дней H. в совр. яз. Зап. Европы происходят из этой астрологической, связывающей каждый день с к.-л. светилом Н. Со времени Августа и с 3 в. эти назв. широко распространились. Несмотря на упорную борьбу христианской церкви с традицией называния дней Н. по именам языч. богов, эта традиция в романских яз. сохранилась до сих пор. В герм. яз. имена рим. божеств были заменены соответствующими германскими. Воскресенье (dies Solis) – первый день недели, ещё в дохристианскую эпоху названный по имени Солнца, – в императорское время отождествлялся с перс. солнечным богом Митрой; первые христиане отмечали этот день как «день Господень» (лат. dies dominions), т. е. день воскресения Иисуса Христа, откуда совр. рус. назв. Понедельник (лат. dies Lunae, нем. Mon(d)tag, франц. Lundi) – день Луны. Вторник (лат. dies Martis, франц. mardi) – день Марса; рим. богу войны Марсу в герм. мифологии соответствует (T)ziu, откуда англ. назв. tuesday. Нем. назв. Dienstag восходит к эпитету «Тингсус» др.-герм. бога войны, которому было посвящено народное собрание – тинг (др.-герм. Thing; в эпиграфич. памятниках это божество засвидетельствовано как Mars Thingsus). Среда (лат. dies Mercurii, франц. mercredi, герм. Wodanstang, англ. Wednesday) – день Меркурия, которому соответствует герм. бог Водан; этот день приходится на середину Н., откуда его рус. и нем. (с 10 в.) назв. Четверг (лат. dies Jovis, франц. jeudi, нем. Donnerstag) – день Юпитера, которому соответствует герм. Донар (Тор). Пятница (лат. dies Veneris, франц. vendredi, нем. Freitag) день Венеры, в герм. мифологии – Фрейи (герм. Freya). Суббота (лат. dies Saturni, англ. Saturday) день Сатурна; нем. назв. Sonnabend означает «вечер перед воскресеньем». У иудеев седьмой день Н. был днём покоя (шаббат), откуда совр. рус. назв. «суббота».


Источник: Словарь античности : Пер. с нем. / Сост. Й. Ирмшер в сотр. с Ренате Йоне ; Редкол.: В.И. Кузищин (отв. ред.) и др. - Москва : «Прогресс», 1989. - 704 с., [30] л. ил.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle