сост. Й. Ирмшер, Р. Йоне

Источник

Плавт

Тит Макций (род. ок. 250 в Сарсине (Умбрия), ум. в 184 до н. э.), выдающийся рим. комедиограф, происходил из бедной семьи, в юном возрасте прибыл в Рим, где влачил жалкое существование и вскоре поступил в театр (вероятно, актёром или рабочим сцены). По образу новой аттич. комедии П. создал комедию, именуемую «паллиата», в которой он переработал две пьесы в одну (контаминация). Благодаря песням (cantica) его пьесы приобретали опереточный характер. П., должно быть, написал 130 комедий. Сохранилась 21 из них, подлинность которых установлена Варроном; наиболее ранние, вплоть до комедии “Vidularia” («Пьеса о сундуке»), – полностью сохранившиеся произведения рим. лит-ры. Его пьесы насыщены интригами, путаницами, характерными и сентиментальными сюжетами, в которых действуют дерзкие, остроумные и хитрые рабы, гетеры, хвастуны, сводники и другие персонажи, вывед. по образцу масок греч. оригиналов. Несмотря на эллинистич. канву сюжетов, в пьесах прослеживается связь с жизнью рим. общества и совр. П. политич. ситуацией, в некоторой степени отражается и повседневная жизнь Рима. Не претендуя на социальную критику и не пытаясь обличать правящие круги, П. создаёт образы рабов, которые часто во многом превосходили своих господ. Произведения П.: «Амфитрион» (мифология, пародия, образец для произведений Мольера, Клейста и других), “Asinaria” («Ослы»), “Aulularia” («Золотой горшок», образец для мольеровского «Скупого»), “Bacchides” («Сёстры Бакхиды»), “Captivi” («Пленники»), “Casina”, “Cistellaria” («Комедия о сундуке»), «Curculio» («Хлебный червяк»), “Epidicus”, “Menaechmi” («Близнецы», комедия путаниц, послужила образцом для «Комедии ошибок» Шекспира), “Mercator” («Купец»), “Miles gloriosus” («Хвастун», образ хвастливого воина – образец для шекспировского «Фальстафа»), “Mostellaria” («Домовой»), “Persa” («Персы»), “Poenulus” («Пуниец», с пунийскими языковыми вставками), “Pseudolus” («Мошенник»), “Rudens” («Канат»), “Stichus”, “Trinummus” («Трёхгрошовая пьеса»), “Truculentus” («Угрюмец»). Комедии П. благодаря оживл. действию, искрящемуся самобытному народному юмору, комичности ситуаций и игре слов имели огромный сценич. успех и были очень популярны среди рим. аристократов, а также среди народа и рабов. В комедиях П. были переработаны некоторые элементы др.-италийских народных пьес (ателлан). Образный и яркий язык П. близок др.-италийской разговорной речи. Для П. характерно мастерское использование различных метрич. форм.


Источник: Словарь античности : Пер. с нем. / Сост. Й. Ирмшер в сотр. с Ренате Йоне ; Редкол.: В.И. Кузищин (отв. ред.) и др. - Москва : «Прогресс», 1989. - 704 с., [30] л. ил.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle