Сказка
С эпохи античности до нас дошли различные виды как народных («Жили-были...»), так и лит. С.: по художеств. уровню наиболее интересной представляется история Амура и Психеи, в которой также развивается сюжет о бедной сироте, спасённой полюбившими её животными. Целый ряд архаич. сказочных сюжетов лёг в основу «Одиссеи»; сказочные мотивы содержатся также в «Истории» Геродота: перстень Поликрата, спасение Ариона дельфином. Не всегда можно отличить С. от басни, поскольку в дидактич. целях долгое время на передний план выдвигалась басня (содержащая в сказочной форме к.-л. поучение) и оставались в тени обычные сказочные мотивы. В тогдашней С. ещё не нашли отражение социально-критич. мотивы – не могло быть и речи о наказании «злых правителей», возможно было только прославить «добрых людей». Для античной С. также не характерна связь её осн. образов с представителями определ. обществ. слоёв, которая могла бы представлять интерес с точки зрения социологич. анализа. В античную эпоху, очевидно, окончательно сформировались специфич. художеств. формы С. как одного из осн. жанров устного народного творчества. В сказочном фольклоре различных народов встречается значительное кол-во сказочных образов и мотивов, восходящих к античному периоду. Среди них С. о желаниях-хотениях (выполнение 3 желаний Тесея) и волшебная С. Широкое использование во мн. художеств, произведениях известных сказочных мотивов (сюжет о мачехе и падчерице: Фрике и Гелла; страна с молочными реками и кисельными берегами: комедия «Искатели золота» Ферекрата; дар понимать язык животных: Меламп; предоставление крова и пищи незнакомым людям, оказавшимся богами: Филемон и Бавкида) выдвигает необходимость анализа процесса заимствования сюжетов. В эпоху античности рассказчик С., повествуя о фантастич. мире, использовал художеств. приёмы, вызывающие у слушателей напряж. внимание.