Сообщения

Начиная с архаич. эпохи вместе с развитием торговли расширяется объём внешних сношений греч. полисов. В разнообразных связях с другими странами принимали участие мн. слои населения Греции. Напр., у Гесиода даже крестьянин спорадически участвует в мор. торговле. Общеэллинские празднества побуждали греков, особенно молодёжь, к дальним путешествиям. Геродот ок. 450 до н. э. упоминает о связях с отдал. народами зап. части Сев. Африки, Индии и южно-русско-кавказских областей. Хорошо налаж. сухопутный транспорт существовал, однако, только в Персидской империи; для греч. полисов гл. роль в сношениях играл мор. транспорт. Мор. С. происходили в летний период, причём корабли старались держаться прибрежной полосы; зимние плавания и прямые плавания через открытое море по возможности избегались. При сухопутных переездах использовались вьючные животные: наиболее распростран. из них были неприхотливые и не нуждающиеся в дорогах ослы, а на равнинах – лошади и мулы. В эллинистич. период походы Александра Македонского существенно расширили С. с Востоком; в это же время усиливаются С. между Великой Грецией, Испанией и Галлией. Для облегчения С. уже в 4 в. до н. э. римляне начали строить свои первые дороги – засыпанные щебнем и мощёные прочные транспортные пути. За 600 лет существования рим. гос-ва общая длина транспортной сети в рим. Средиземноморье составила 80.000 км. Развитие этой сети было тесно связано с общим увеличением объёма С. Внешняя торговля Римской империи простиралась на гораздо более дальние расстояния и достигала отдалённых областей. При путешествиях через пустыни в Африке, Аравии и вдоль Великого шёлкового пути использовались верблюды (дромедары). Для обеспечения мор. С. строились маяки и издавались руководства по мор. плаванию; для облегчения движения сухопутного транспорта возводились мосты, прорывались туннели, устанавливались верстовые столбы, открывались постоялые дворы, составлялись дорожные карты и путеводители (итинерарии). Безопасность С. обеспечивали военные посты, оберегавшие гл. магистрали от разбойников. В надписях рим. времени почти отсутствуют упоминания о транспортных происшествиях. Следы античных кораблекрушений исследует совр. подводная археология. С. на близкие расстояния осуществляли частные торговцы, которые с 3 в. н. э. были обязаны объединяться в корпорации. Античная транспортная сеть, способная перевозить огромные объёмы грузов, заслуживает самой высокой оценки.


Источник: Словарь античности : Пер. с нем. / Сост. Й. Ирмшер в сотр. с Ренате Йоне ; Редкол.: В.И. Кузищин (отв. ред.) и др. - Москва : «Прогресс», 1989. - 704 с., [30] л. ил.

Комментарии для сайта Cackle