сост. Й. Ирмшер, Р. Йоне

Источник

Хор

(греч., лат. место для танцев, группа танцовщиков), в античные времена – группа танцующих и поющих исполнителей, выступающая в культовых обрядах, трагедии и комедии. X. возник из ритуальных культовых обрядов, во время которых принимавшие в них участие двигались в ритмич. танце под звуки авлосов или струнных инструментов вокруг запевалы. Наиболее распростран. видами хоровой лирики у дорийцев являлись просодия (процессионное пение), типорхема (танцевальное пение), френ (погребальное пение), пеан (хвалебный гимн в честь бога Аполлона) и дифирамб (хвалебный гимн в честь бога Диониса). Первоначальные формы поперем. пения и рефрена в хоровой лирике сменило антистрофич. пение, которое утвердилось также и в хоровом сценич. пении. В трагедии X. первоначально состоял из 12, а позднее, со времён Софокла, из 15 участников под руководством предводителя X., корифея, который в ходе пьесы исполнял также речитативные куплеты. X. в период расцвета античной трагедии комментировал происходящее сценич. действие, являясь при этом своеобразным рупором обществ. мнения. В комедии связь X. (насчитывавшего обычно 24 участника) со сценич. действием была намного слабее. Одной из обществ. повинностей афинских граждан являлась хорегия – поставка, содержание, обучение и снаряжение X. В Риме он не играл такой важной роли в драме, как в Греции. Однако и здесь засвидетельствовано исполнение X. народных песен, а позднее также и культовых песнопений. Влияние античного X. прослеживается в ср.-век. литургии, в драме в стиле барокко, «Мессинской невесте» Шиллера, а также в отдельных стилизованных совр. драмах.


Источник: Словарь античности : Пер. с нем. / Сост. Й. Ирмшер в сотр. с Ренате Йоне ; Редкол.: В.И. Кузищин (отв. ред.) и др. - Москва : «Прогресс», 1989. - 704 с., [30] л. ил.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle