Хронология
летосчисление. Народы Др. Востока вели счёт времени от важных историч. событий (напр., восшествия царя на престол, окончания победоносного похода, освящения знаменитого храма и т. п.). Поэтому их хронологич. системы распространялись на очень огранич. терр., что нередко затрудняет точную датировку историч. событий. Начальными датами летосчисления могли стать даже мифич. (т. е. произвольно датированные) события; напр., евреи Др. Израиля считали, что мир был создан в 3761 до н. э., который стал началом иудейского летосчисления. Греч. летосчисление, использовавшееся вначале историками и лишь впоследствии ставшее общепринятым, отправлялось от 776 до н. э., в котором был составлен первый список победителей Олимпийских игр. Римляне, начиная с Варрона, исходным пунктом своей X. сделали легендарную дату основания Рима (отсюда ab urbe condita – от основания города). Чаще всего, однако, и в Греции, и в Риме годы назывались по именам верховных жрецов (напр., в Аргосе – по имени жрицы Геры) или государств. лиц, перечни которых – фасты (fasti) – легли в основу рим. летописания. Наряду с этим существовал особый счёт времени веками (saeculum), конец каждого из которых отмечался секулярными играми (ludi saeculares), и летосчисление по люстрам (пятилетиям). В большинстве рим. пров. эра совпадала с годом установления власти римлян. Разнообразие эр, применявшихся в античности, позволяет путём их сравнения и установления относительной и абсолютной X. достичь более точной, чем в истории Др. Востока, датировки событий. В то время как магометанский счёт времени (хиджра) ведётся от 622 н. э., мы пользуемся летосчислением рим. христиан, которые по предложению аббата Дионисия Малого избрали точкой отсчёта рождество Христово. Эта X. укоренялась с трудом и лишь ок. 800 вошла в обычай (надпись на могиле Карла Великого гласит, что он «умер в 814 по рождестве Христовом»). Окончательно она утвердилась лишь с 10 в. Счёт времени «до рождества Христова» был впервые использован франц. хронологом, филологом и католич. богословом Д. Петавием (D. Petavius) (1583–1652). С 18 в. этот метод получает признание. Тем самым появилась единая X. для всей мировой истории. Ныне христианское времясчисление применяется большинством народов мира независимо от их конфессиональной принадлежности. Обозначение «наша эра» (н. э.) получает всё большее распространение.