Афина
также А. Паллада (дева), вечно девственная богиня (А. Парфенос с культовым храмом Парфеноном в Афинах), дочь Зевса. Согласно мифу, царь богов проглотил свою супругу океаниду Метиду, беременную А. Гефест расколол голову Зевса ударом молота, и на свет появилась Афина в полном снаряжении (изображение на вост. фронтоне Парфенона). Существует мнение, что А. как божество имеет догреч. происхождение. В частности, её воинств, характер и снаряжение – шлем, копьё, щит и эгида – заимствованы у богини войны и города эпохи бронзы, т. е. из той эпохи, к которой примыкал раннегреч. культ А. Победив в споре с Посейдоном, А. стала покровительницей афинского народа и даровала ему свящ. дерево – маслину (изображение на зап. фронтоне Парфенона). Как А. Полиада она покровительствовала и другим городам (напр., Приене) и почиталась как богиня-победительница (напр., в Пергаме). А. принимала участие в борьбе богов с гигантами и покровительствовала многим греч. героям (Диомеду, Одиссею, Гераклу). А. покровительствовала также развитию ремёсел и охраняла их. Как богиня мудрости и разума А. покровительствовала наукам (статуя А. из Пергамской библиотеки). Она научила людей обуздывать коней и запрягать быков, строить и управлять колесницами (как опытная участница поединков колесниц). А. передала людям иск-во строить корабли, научила женщин прясть и ткать, даровала жителям земли флейту, законы и учредила ареопаг. Функции, которые исполняла богиня, отражали обществ. и социальный статус её почитателей. Так, очевидно при Писистрате, она стала покровительницей Афин, ремесленников и отдельных ремёсел. В период правления Перикла произошло её превращение в богиню мира (напр., статуя А. Лемнии). Её культовыми животными были сова (отсюда прозвище «совоокая») и змея, а свящ. деревом – маслина. В Риме с А. отождествляли Минерву. А., как правило, изображали в виде суровой и величеств, девы в шлеме, с копьём, щитом и эгидой. От знаменитого культового изображения А. – покрытой слоновой костью и золотом гигантской статуи работы Фидия, сделанной в 30-х гг. 5 в. до н. э. и стоявшей в Парфеноне на Афинском акрополе, – сохранился ряд копий и реплик (напр., статуя А. из Пергама, голова А. в Копенгагене, гемма Аспасия и другие). Статуя А. Лемнии, также выполн. Фидием и установл. на Афинском акрополе в нач. 2-й пол. 5 в. до н. э., отождествляется с сохранившимися до наших дней фрагментами статуи, наиболее выразительные из которых хранятся в Дрездене и Болонье (голова). На ней А. представлена в облике умиротвор. богини, олицетворяющей тогдашний миролюбивый политич. курс Афин. Многочисл. статуи А. 5 и 4 вв. до н. э. отражают стремление Афин и возглавляемого ими союза восстановить прежние позиции. Пергамский ренессанс образа А. в эллинизме явился выражением притязаний атталидов по отношению к классич. наследию (изображение А. на фризе Пергамского алтаря). Об А. – живописные полотна Боттичелли и Рубенса, комедия Г. Сакса «Паллада и Венера».