Биология

В античную эпоху Б. как самостоятельная наука не существовала. Биологич. знания концентрировались прежде всего в религиозных обрядах и медицине. Здесь заметную роль играло учение о 4 соках. В гилозоизме существовали представления о наличии некой единой первичной формы всего многообразия жизн. проявлений. Вершиной античной Б. явились труды Аристотеля. В рамках его универсальной телеологич. картины мира энтелехия как активно формирующая сила определяла направление трансформации пассивной материи. В сочинениях Аристотеля нашли своё дальнейшее развитие представления об иерархии вещей, были отображены наблюдения автора о постеп. переходах в природе из неживого в живое, что оказало огромное влияние на последующие теории развития. Перипатетич. школа выдвинула в противоположность материалистич. направлению философии Демокрита своё органич. объяснение природы. Рим. Б. основывалась на выводах греч. науки и атомизме натурфилософии. Эпикур и его ученик Лукреций последовательно переносили материалистич. воззрения на представления о жизни. В стоич. картине мира концепции развития нашли своё дальнейшее продолжение. Стоич. философия объединила учение о микро- и макрокосмосе с пантеистич. учением о логосе и создала каузально-механически обусловл. телеологию, в которой «семена семян» (“semina seminum”) как созидающая сила определяли вечный ритмичный ход развития. Античная Б. и медицина нашли своё завершение в трудах Галена. Его наблюдения, сделанные во время вскрытия домашних животных и обезьян, сохраняли значение на протяжении мн. веков. Ср.-век. Б. опиралась на античную Б.


Источник: Словарь античности : Пер. с нем. / Сост. Й. Ирмшер в сотр. с Ренате Йоне ; Редкол.: В.И. Кузищин (отв. ред.) и др. - Москва : «Прогресс», 1989. - 704 с., [30] л. ил.

Комментарии для сайта Cackle