Брак
В Др. Греции существовала моногамия (единобрачие). Однако в легендах описываются и более др. формы Б. (клановая, похищение или купля невесты, полигамия), какие наблюдались у народов, стоящих на низкой ступени обществ. развития и на Востоке. Герои Гомера часто имели внебрачных жён. Нередкие при дворе Птолемеев в Египте Б. между братом и сестрой имели свой образец в мифологии (Зевс и Гера). В Риме до нач. н. э. обычными были Б. manus, в которых жена совершенно покорна власти мужа. Наряду с этой формой в соответствии с Законами 12 таблиц существовали Б. «без власти», которые распространялись всё шире. В таких Б. было узаконено раздельное владение имуществом мужа и жены, в то время как в Б. manus жена в правовом отношении занимала место дочери, её имущество принадлежало мужу. Первой и гл. целью Б. как в Др. Греции, так и в Др. Риме было обеспечение кровного наследования. Уже Сократ и его ученики ценили в Б. полную общность жизни мужа и жены. Христианство видело в таинстве Б. прежде всего организацию религиозной жизни. Необходимым условием признания законности Б. в Др. Греции было достижение совершеннолетия (Б. могли также совершаться между гражданами разных греч. гос-в), в Др. Риме – достижение брачного возраста (для девушки – 12 лет, для юноши – 14 лет), согласие обеих сторон, право на Б. (ius conubii) обоих партнёров и согласие властей. Б. запрещался, если одно из условий не соблюдалось (напр., у рабов), а также душевнобольным и кровным родственникам. Брачная процедура сводилась к заключению договора жениха с отцом или опекуном невесты. Особый религиозный обряд заключения Б. (Confarreatio) существовал для патрициев. Расторжение Б. происходило в случае смерти одного из супругов, при утрате гражданских прав или при разводе. В связи с падением нравов императором Августом были изданы особые законы о Б. (Lex lulia de maritandis ordinibus, Lex Papia Poppaea). Сожительство, не признанное Б., у римлян называлось конкубинатом.
