сост. Й. Ирмшер, Р. Йоне

Источник

Гемма

(лат. gemma – глазок, почка на виноградной лозе), драгоц. или полудрагоц. камень с врезанным (инталия) или выступающим (камея) изображением мифологич. или бытовых сцен. В Греции глиптика не ограничивалась жировиком и другими мягкими материалами, использовавшимися в микенское время, она активно развивалась в 5 в. до н. э. и достигла определ. успехов (Г. Дексамена). Благодаря потребности эллинистич. бюрократии в печатях вост. типа Г. получили необычайно широкое распространение в эллинистич. период. Число мастеров сильно возросло, почти 85% использовали халцедон, а с 4 в. до н. э. также и другие благородные камни – берилл, хризопраз и т. д. Этруски редко импортировали греч. Г., они создавали собств. формы из мягких материалов. Римляне с 1-го столетия Империи развили глиптику до высшей ступени в камеях из горного хрусталя и агата. Высокой степени мастерства они достигли при обработке изумруда и сапфира. Подделки из дешёвого стекла были довольно многочисл., но почти все они были старательно обработаны. Новым стимулом к развитию глиптики послужило ок. 200 изготовление христианских эмблем (голубь, рыба, якорь, крест). Г. использовались не только для печатей, но также в качестве амулетов, чему способствовала вера в магич. силу драгоц. камней. В эпоху Возрождения началось коллекционирование Г. Известны десятки тысяч Г. Гуманисты носили их в перстнях, причём новые мастера учились на античных оригиналах. Ещё во времена Винкельмана и Гёте коллекции Г. часто использовались как наглядный материал по античному иск-ву.


Источник: Словарь античности : Пер. с нем. / Сост. Й. Ирмшер в сотр. с Ренате Йоне ; Редкол.: В.И. Кузищин (отв. ред.) и др. - Москва : «Прогресс», 1989. - 704 с., [30] л. ил.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle