Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Гостиница, постоялый двор

(Inn)

В современной жизни гостиница являет собой один из самых положительных и распространенных образов, связанных с переездами, – возможность переночевать за определенную плату, место, где утомленный путешественник может найти пищу, уют и постель. В Библии этот образ почти не встречается, в значительной степени потому, что в силу огромного значения древнего кодекса гостеприимства жители считали священной обязанностью принимать путников в своих домах. Иов, например, заверяя в своей невинности, заявил, что «странник не ночевал на улице; двери мои я отворял прохожему» (Иов.31:32). Вместе с тем, мы можем проследить определенную эволюцию от предоставления приюта в частных домах в Ветхом Завете до появления гостиниц в Новом Завете.

В Ветхом Завете можно отметить отдельные намеки на проживание путников в общественных постоялых дворах. Двое соглядатаев в Иерихоне намеревались провести ночь в доме блудницы Раав, который служил, скорее всего, не только местом любовных встреч, но и постоялым двором. Пользовавшийся дурной славой дом Раав вписывался в общую внебиблейскую традицию, согласно которой к постоялым дворам и их содержателям относились с подозрением. В Песни песней предложение возлюбленной совершить романтический поход по окрестностям подразумевало перспективу провести ночь в деревенском постоялом дворе: «Выйдем в поле, побудем в селах» (Песн.7:12). А мечта Иеремии уйти из порочного общества выражалась среди прочего в пожелании: «О, кто дал бы мне в пустыне пристанище путников!» (Иер.9:2), – пророк, по-видимому, имел в виду место на пути торговых караванов, где изредка встречались постоялые дворы.

В Новом Завете есть указания, что ситуация изменилась. Когда беседа Иисуса с народом затянулась до захода солнца, ученики попросили Его «отпустить народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи» (Лк.9:12), что напоминает нам более привычную картину поиска питания и жилья на ночь за плату. В притче о добром самарянине мы тоже видим гостиницу как ни к чему не обязывающее место (в противоположность частному дому), где питание и жилье предоставляется за плату (Лк.10:30–35).

Но самая известная библейская гостиница на самом деле, возможно, и не была гостиницей. В рассказе Луки о том, что новорожденного Иисуса положили в ясли, «потому что не было им места в гостинице» (Лк.2:7), использовано слово katalyma, означающее, по-видимому, небольшие помещения в частном доме для приема постояльцев. В таком случае младенца поместили не в комнате, а в той части дома, где держали скот. Однако уверенности в правильности такого истолкования нет, и вполне возможно, что все-таки имелась в виду какая-то конкретная гостиница в Вифлееме. Но независимо от того, не пустили ли семью в гостиницу или в комнату для постояльцев какого-то дома, рождение Мессии в таких неблагоприятных условиях имеет потрясающий смысл. А ясли и окружающая обстановка все же принимают некоторые черты гостиницы – места ночного отдыха, места укрытия от стихий, места домашних дел.

См. также: ГОСТЕПРИИМСТВО; ГОСТЬ; ДОМ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle