Желчь
(Gall)
«Горькая пилюля» служит достаточно близким эквивалентом метафорического образа желчи в Библии. В нем выражается мысль о горьком и неприятном жизненном опыте. В Притч.5:3–4 читатель предупреждается, что обольщение прелюбодейки может быть сладким, как мед, но приводит к горьким для жертвы последствиям (см. ОБОЛЬЩЕНИЕ, СОБЛАЗН, ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ). Псалмопевец использует образ желчи при описании своих чувств, когда вокруг нет никого, кто мог бы утешить его в трудные времена (Пс.68:21–22). В Плаче Иеремии желчь связывается с острым чувством позора, отчаяния и горечи, вызванном разрушением Иерусалима и падением Иудеи (Плч.3). Вместе с тем, следует отметить, что одни из самых прекрасных библейских слов надежды в момент отчаяния помещены именно в этом контексте: «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось; оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!» (Плч.3:22–23).
Образ желчи используется также для наглядного изображения желтовато-коричневой секреции печени (Иов.16:13). Это также название одной из составных частей удивительной смеси, предложенной Господу во время распятия, чтобы помочь Ему справиться с болью (Мф.27:34). Показательно, что Иисус отказался, предпочтя до конца испытать всю горечь положения, связанного не только с физической болью и позором, но и с невыразимыми душевными и духовными муками.
См. также: СЛАДОСТЬ.