Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Козел, коза

(Goat)

Первое в Писании упоминание о козлах связано с их ролью в ветхозаветной системе жертвоприношений. Тельцы, овны, козлы, овцы и голуби приносились в жертву Богу, в некоторых случаях взаимозаменяемо, для искупления и при богослужениях. Вместе с тем, козлам отводилась особая символическая роль в обрядах, установленных Богом для ежегодного дня очищения. В этих обрядах и в некоторых других местах Писания козлы, в первую очередь, служили символом греха, его последствий и необходимости очиститься от него и получить прощение.

Бог повелел израильтянам раз в год проводить очищение народа от всех грехов, чтобы быть чистыми пред Господом (Лев.16:29–34). В десятый день седьмого месяца первосвященник должен был брать с собой в Святое-святых молодого тельца для принесения жертвы за грех за себя и свою семью, двух козлов для принесения жертвы за грехи народа и двух овнов для всесожжения. В день очищения козлы играли уникальную и символическую роль: священник бросал жребий и отбирал одного козла «для Господа», а другого «для отпущения» (Лев.16:8). Первый козел приносился в жертву, его кровь вносилась в Святое-святых, а тело сжигалось за пределами стана. В новозаветном Послании к евреям Иисус символически изображается пострадавшим «вне врат», дабы взять на Себя наши грехи (Евр.13:12). Но, принеся Себя в совершенную жертву за грех, Иисус тем самым положил конец жертвоприношениям и навсегда воссел одесную Бога (Евр.10:12).

Второго козла первосвященник оставлял живым пред Господом, возлагал на его голову руки и исповедовал над ним все грехи израильтян, перекладывая их на голову козла, а затем отправлял его в пустыню (Лев.16:20–22). Этот козел отпущения, уносящий с собой все грехи народа, стал символом Христа, Который взял на Себя наши грехи, чтобы удалить их так далеко, «как восток от запада» (Пс.102:12). Картина заместительного искупления в образе этих смиренных козлов выглядит достаточно привлекательной и святой, хотя более последовательно символика Писания связывает смерть Христа с приношением агнца в качестве жертвы повинности и с пасхальной жертвой.

В других местах Писания козы показаны более дикими по своей природе по сравнению с овцами. Например, они часто изображаются скачущими по горам или идущими впереди стада (Иов.39:1; Пс.103:18 {«сернам»}; Ис.13:21 {«косматые»}; Иер.50:8). В пророческом видении Даниила большой козел, символизирующий мощную империю, шел по лицу всей земли, не касаясь ее, и двинулся на огромного рогатого овна (другую империю), сбил его с ног и растоптал (Дан.8:5–8).

Самый известный, пожалуй, библейский образ козлов мы видим в притче Иисуса об овцах и козлах (Мф.25:31–46). Пастырь (см. ОВЦА, ПАСТУХ, ПАСТЫРЬ) в лице Сына Человеческого отделяет благословенных (овец) от проклятых (козлов). Суть притчи заключается в неизбежности суда на основании расположения сердца и образа жизни каждого человека. Слушателям Иисуса должна была быть знакомой картина большого стада, состоящего из сотен или даже тысяч различных животных, пасущихся вместе. Процесс отделения одного рода от другого для их клеймения, разведения и принесения в жертву происходил постоянно.

Иезекииль тоже использует образ отбора для изображения суда: различение между «овцою и овцою, между бараном и козлом» символизирует для него Божий суд над Израилем за его неправедное отношение к бедным и нуждающимся (Иез.34:17–24). Как Иисус, так и Иезекииль говорят о любви к остальной части стада, в частности о необходимости делиться водой и пищей со слабыми и кроткими, с теми, с кем отождествляет себя пастырь.

Вместе с тем, в картине, нарисованной Иезекиилем, есть хорошие и плохие овцы, а также бараны и козлы. В новозаветной же картине овцы спасаются, а козлы погибают. В притче Иисуса о судном дне Бог судит не народ Израиля, а выделяет из всех народов Своих (Мф.25:32). Иезекииль пророчествовал о Пастыре и Его овцах (Иез.34:23–31). Его стадо будет в конечном счете состоять только из принадлежащих Ему овец, то есть тех, кто идет за Ним. Козлы же символизируют всех других, смешавшихся со стадом, которых Пастырь не признает Своими.

Таким образом, в Писании козлы так или иначе ассоциируются с грехом. (И в наши дни это слово используется, чтобы выразить пренебрежение.) В системе жертвоприношений козлы были носителями греха, а в притче Иисуса они символизируют тех, чьи грехи не получили прощения. Библейские образы козла служат иллюстрацией человеческой потребности в прощении греха.

Чтобы не думать, что козлы в Библии представлены однозначно и безнадежно дурными животными, вспомним о дополнительном мотиве, вытекающем из факта, что козья шерсть использовалась для производства ценной одежды (как в наше время кашемир изготовляется из козьей шерсти). Покрывала в скинии делались из козьей шерсти (Исх.25:4; 26:7; 35:6, 23, 26; 36:14; ср. Чис. 31:20). Кроме того, отметим, что восторженный влюбленный в Песни песней сделал комплимент, сравнив волосы своей возлюбленной со «стадом коз, сходящих с горы Галаадской» (Песн.4:1; 6:6). Речь, конечно, может идти о простом визуальном образе ниспадающих или развевающихся на ветру волос, но более вероятно, что волосы возлюбленной сравниваются с их наиболее ценным аналогом в природном мире.

См. также: АГНЕЦ, АГНЕЦ БОЖИЙ, ЯГНЕНОК; ЖИВОТНЫЕ; КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ; ОВЦА, ПАСТУХ, ПАСТЫРЬ; РОГ; СТАДО.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle