Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Благоразумие

(Prudence)

Благоразумие – черта характера, выражающаяся в осмотрительности и внимательном отношении к делу. Оно ассоциируется с осторожностью, предусмотрительностью, расчетливостью, мудростью и различением, то есть с качествами, присущими немногим.

Из семнадцати упоминаний о благоразумии в Писании пятнадцать приходятся на Книгу Притчей в виде наставлений. Более того, о наставлении читателей в благоразумии заявляется как об одной из целей книги: «Усвоить правила благоразумия... простым дать смышленость» (Притч.1:3–4). Благоразумие всякий раз связывается с мудростью. Мудрость взывает: «Научитесь, неразумные, благоразумию, а глупые – разуму» (Притч.8:5). Мудрость обитает с благоразумием (Притч.8:12). Благоразумные придерживают свой язык (Притч.12:16), обдумывают свой путь (Притч.14:15), видят опасность и находят убежище от нее (Притч.27:12). Благоразумные «увенчиваются знанием» (Притч.14:18) и внимают обличениям (Притч.15:5). Прекрасным примером человека, демонстрирующего благоразумие в повседневной жизни, служит добродетельная жена в Притч.31. Она готова к будущему, учитывает потребности семьи и действует разумно и не опрометчиво. Она практична в делах, дает мудрые и заслуживающие внимания наставления.

Благоразумие чаще всего связывается с простотой (Притч.1:4; ср. также Притч.8:5; 19:25), потому, вероятно, что благоразумие предрасположено к кротости и смирению. В благоразумии нет ничего высокомерного: для него не требуется большого ума, и в этой добродетели простота приобретает своего рода величие. Высокообразованные люди, со своей стороны, тяготеют к приобретению утонченных знаний и впечатляющей демонстрации мудрости; таким личностям нет дела до простых вещей (ср. 1Кор.8:2–3).

В злые времена благоразумие встречается редко. В Иер.49:7–8 определенную роль в пророчестве против Едома играет недостаток благоразумия и мудрости идумеян: «Разве не стало совета у разумных? разве оскудела мудрость их? ...погибель Исава Я наведу на него, – время посещения Моего». Поскольку никто в Едоме не жил благоразумно, пути идумеян были нечестивыми и ненавистными для Господа. В Ам.5:13 показано, что Израиль стал настолько нечестивым, что разумные безмолвствовали – для них больше не было места.

См. также: МУДРОСТЬ; РАЗЛИЧЕНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle