Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Лицо, выражение лица

(Face, facial expressions)

Лицо – это своего рода экран, на котором отображаются изменения наших чувств и реакций. Мы сами, в свою очередь, читаем по лицам других людей. На лице отражаются признаки, по которым мы получаем представление о психическом состоянии человека. По выражению лица мы многое узнаем о человеке, даже прежде чем он начинает говорить. Поэтому нет ничего удивительного, что в Библии лицо часто служит показателем чувств и настроений.

Лицо как выражение личности. Лицо человека выражает его подлинное «я». Почитать лицо значит почитать самого человека (Лев.19:32). Вопрос царя: «Отчего лицо у тебя печально?» – фактически означал: «Почему ты печален?» (Неем.2:2). На лице до такой степени отражаются переживания человека, что само слово «лицо» выполняет функцию как бы возвратного местоимения; например, об изможденности Иова свидетельствовало его лицо (Иов.16:8). С детской непосредственностью мы инстинктивно закрываем лицо в попытке скрыть свое истинное «я» (Исх.3:6). Лицо выражает сущность человека, поэтому оскорбляют его в лицо (Мк.14:65; ср. Втор.25:9).

В литературе символика лица используется для раскрытия природы или характера. Лицо Моисея свидетельствовало, что он был с Богом (Исх.34:29), а небесные посланники преобразили внешний вид Иисуса (Мф.17:2). Истинная сущность мученика Стефана отразилась на его лице: сочетание чистоты, силы и благодати, которое Лука назвал «лицом Ангела» (Деян.6:15). Лицо «как вид молнии», наряду с другими атрибутами, показывало, что существо в видении Даниила не было смертным (Дан.10:6; ср. Лк.24:4). Подобный Сыну Человеческому в видении Иоанна изображается с лицом «как солнце» (Откр.1:16). Животные, окружающие престол Бога и возносящие Ему хвалу, предстают как части творения. Третье животное с лицом «как человек» служит олицетворением человечества (Откр.4:7; ср. Исх.25:20; Ис.6:2; Иез.1:10; 10:14).

Лицо как символ присутствия. Еврейское выражение «пред лицом» означает просто «перед» кем-то и встречается во многих новозаветных цитатах из Ветхого Завета (напр., Мф.11:10; Мк.1:2). «Увидеть лицо» значит быть допущенным в чье-то присутствие (Быт.32:20; Есф.1:14; Деян.20:25). Лицо Моисея сияло, потому что он был в присутствии (пред лицом) Бога (Исх.34:29; 2Кор.3:7). Благочестивая жизнь в присутствии Бога требует выполнения Его заповеди «ищите лица Моего» (Пс.26:8). В данный момент верующий видит Бога «как бы сквозь тусклое стекло», но затем предстанет «лицом к лицу» (1Кор.13:12; ср. 2Кор.10:1; 1Сол. 2:17; 3:10; 2Ин. 1:12; 3Ин. 1:14).

Лицо как показатель устремленности. По той простой причине, что перед – это не зад, лицо служит символом направления и устремления вперед. В устремленности подразумеваются решимость и намерение добиться поставленной цели (Чис.24:1; Притч.17:24). Обратить свое лицо на или против кого-то или чего-то значит продемонстрировать решимость и волю (Лев.17:10; 20:3; 4Цар.12:17 {«вознамерился»}; Лк.9:51 {«восхотел»); Лк.9:53 {«имел вид»}). «Ибо Я обратил лицо Мое против города сего, говорит Господь, на зло, а не на добро» (Иер.21:10; ср. Иер.44:11). Даже о неодушевленных предметах можно говорить, что они стоят лицом в ту или иную сторону. Корабль Павла «не мог противиться [противостоять лицом] ветру» (Деян.27:15).

Лицо как выразитель притворства или обмана. Лицо настолько ясно выражает намерения или настроение человека, что для маскировки чувств лучше всего изменить свое лицо, стать лицемером (греч. hypokritis, «актер», Мф.6:16). Трудности разоблачения подобной уловки дают основание обвиняемым требовать встречи с обвинителями лицом к лицу (Деян.25:16). Маска на лице – это попытка скрыть истину от других или самому спрятаться от истины (Иов.24:15).

В намеренном изменении выражения лица не обязательно подразумевается проявление нечестности. Умытое лицо, как и умытые руки, символизирует обновление (Быт.43:31; Мф.6:17), а также избавление от прежнего состояния или сокрытие его.

Лицо как символ света или тьмы. Метафора появления света на лице достаточно распространена. Лицо вдруг начинает сиять. Или сверкать от радости. Лицо проясняется, когда человек начинает что-то понимать. На лице вспыхивает усмешка. Лицо озаряется улыбкой. Лицо светится молодостью. Лицо счастливого человека блистает от елея на здоровой коже (Пс.103:15) в противоположность голодному, чье лицо «темнее всего черного» (Плч.4:8).

Наибольшее благословение состоит в том, чтобы увидеть над собой сияние света Божьего лица (Чис.6:25; Пс.30:17; 66:2). «Боже! восстанови нас; да воссияет лицо Твое, и спасемся!» (Пс.79:4, 8). Сияющее лицо Бога связывается с учением о Его уставах и с соблюдением закона (Пс.118:135). В неканонической книге мы видим яркое противопоставление: «Светлее звезд воссияют лица тех, которые имели воздержание, а наши лица – чернее тьмы» (3Езд.7:55).

Лицо как выражение отрицания или сокрытия. Закрытое лицо не только отрицает то, что оно отказывается видеть, но и отказывается признать, что это реально существует: «Лицо твое закрой, чтобы не видеть земли; ибо Я поставил тебя знамением дому Израилеву» (Иез.12:6).

Псалмопевец молил: «Отврати лицо Твое от грехов моих, и изгладь все беззакония мои» (Пс.50:11). Во второй параллельной части стиха изначальная тема получает дальнейшее развитие – к Богу обращаются с просьбой не только не замечать грехов, но и удалить их. Бог может закрывать лицо антропоморфически, а люди делают это в буквальном смысле. Во вред самим себе мы сочли Избранного Богом презренным и непривлекательным и отвратили от Него свое лицо (Ис.53:3). Взирание на лицо Бога связывается с поклонением (Откр.22:3–4), и при этом подразумевается, что, когда Бог скрывает Свое лицо, Он не только лишает Своего присутствия и милостивой опеки, но и отвергает поклонение и молитвы человека. Закрыть лицо значит порвать связь (Втор.31:17–18; 32:20), нередко с выражением гнева и отвращения. Скрытое лицо игнорирует просьбы о помощи (Пс.12:2; 68:18) и не отвечает (Пс.101:3). Такое невнимание Бога поэты связывают с отсутствием Божьего Духа (Иез.39:29) и даже со смертью и могилой (Пс.142:7).

Что касается взаимоотношений между людьми, посмотреть человеку в лицо значит потребовать признания равного положения (2Пар.25:17 {«повидаемся лично»}). Поклониться лицом до земли с выражением смирения значит скрыть его символическим жестом самоуничижения и почтения или уважения (Нав.5:14; 1Пар.21:21). Услышав голос Бога «как веяние тихого ветра», Илия закрыл свое лицо милотью (3Цар.19:13). В рамках нового завета молящиеся смогут стоять пред Богом с открытыми лицами (2Кор.3:18), а в новом воссозданном мире они узрят лицо Бога (Откр.22:4). В великий день гнева люди будут пытаться скрыться от лица Сидящего на престоле (Откр.6:16).

Рот. Отдельные части лица могут действовать самостоятельно. Рот может обезоружить улыбкой или продемонстрировать угрозу. Улыбка Иова ободряла окружающих, когда у них не было уверенности в себе, и они ценили свет, исходящий от его лица (Иов.29:24). Псалмопевец сетует, что его враги глазеют на него или гримасничают устами (Пс.21:8).

Нос. Потому, возможно, что дух тела (вдыхание) входит и выходит через нос, он служит показателем настроения человека, особенно гнева. Ноздри могут раздуваться от гнева, напоминая разгоряченное фырканье лошади. В свою очередь, в образе человеческого гнева находят выражение гнев и ярость [горячее недовольство] Бога (Втор.9:19 {«гнев» в Евр.буквально значит «нос»}). Слова «отврати пламенный гнев Твой» (Исх.32:12) буквально переводятся как «пламенный гнев Твоих ноздрей». А слово «долготерпеливый» буквально означает «долго не показывающий нос» (Исх.34:6), что, по-видимому, означает «медленно разогревающийся». Этот образ можно сравнить со словами Прискиллы о капитане в «Ухаживаниях Майлза Стэндиша»: «Он как маленький вулкан и раскаляется мгновенно». Надменность явно связывается с задранным носом (Пс.9:25 {«в надмении» буквально: «с высоким носом»}).

Глаза. Контакт с глазами как с наиболее, пожалуй, выразительной частью лица играет основную роль при зрительном общении. Будучи окнами души, глаза служат мерилом для оценки здоровья, духовного и физического благополучия человека. Ближневосточный климат с ветрами и пылью даже сейчас вызывает множество глазных болезней, но в еще большей степени это относится к прошлому. Глаза служат также показателем разного рода других соматических заболеваний, и в них отражается физическое и духовное состояние, ибо «светильник для тела есть око» (Мф.6:22; ср. Притч.30:13; Плч.5:17).

Не зная, что глаз лишь отражает свет, древние полагали, что глаза способны освещать предметы. Поэтому тьма считалась не просто отсутствием света, но и силой, подавляющей способность человека видеть. При таком мировоззрении само собой разумелось, что глаза постоянно испускают послания с выражением оценки каждого наблюдения.

Такое представление о магической силе, присущей глазу наблюдателя, особенно ярко проявлялось в почти повсеместной вере древних в силу дурного глаза. Считалось, что некоторые люди могут наводить порчу, околдовывая человека «дурным глазом». Выражение чувства зависти или просто непомерных похвал рассматривалось как наведение духов мести, которые в конечном счете погубят того, кем восхищались. С учетом такого представления выражению «дурной глаз» в Писании обычно концептуально соответствует слово «зависть». Фраза «или глаз твой завистлив от того, что я добр?» (Мф.20:15) в английском переводе RSV передана как: «Неужели ты завидуешь моей щедрости?».

Глаз может выдавать внутреннее расположение духа человека и быть эгоистичным и удерживающим (Притч.23:6) или милосердным и щедрым (Притч.22:9 {буквально «с щедрым глазом»}). Глаз может быть острым, как оружие (Иов.16:9), или мигать угрожающим взглядом (Пс.34:19; Притч.6:13; 10:10; Иов.15:12 {«гордо смотришь»}). В глазах выражается вся гамма человеческих чувств: подозрительность (1Цар.18:9), надменность и гордость (Ис.2:11; 5:15; Пс.100:5; 17:28; Притч.6:17), смирение (Иов.22:29 {«поникшего лицом»}), жалость (Втор.7:16).

Сила взгляда действует не только во зло. Поэты описывают его воздействие так: «Пленила ты сердце мое одним взглядом очей твоих» (Песн.4:9). Глаза привлекают внимание своей красотой (Песн.1:14; 4:1; 5:12), а иногда, наоборот, отсутствием в них красоты (Лия, Быт.29:17). Подчеркнуть красоту и выразительность глаз старались с помощью косметических средств (4Цар.9:30 {«лицо», Евр.«глаза»}; Иер.4:30; Иез.23:40). Глаза подобны глубоким озерам, в которые мы смотрим, пытаясь долгим созерцанием измерить глубину характера человека (Песн.7:5). Но почувствовать неудобство от взгляда может даже возлюбленный (Песн.6:5).

Выражение эмоций. На лице отражается полная гамма человеческих чувств. В кризисных ситуациях оно выглядит весьма бледным: «Иаков не будет в стыде, и лицо более не побледнеет» (Ис.29:22). «Почему... лица у всех бледные?» (Иер.30:6; ср. Иоил.2:6; Наум.2:10). Лица, вспыхивающие от боли и страданий, «разгораются» (Ис.13:8). Огонь Господа, как пламя, опаляет лица (Ис.43:2). Лицо может «побагроветь от плача» (Иов.16:16). Несомненным признаком печали служат слезы, которые Господь отрет со всех лиц (Ис.25:8).

«Веселое сердце делает лицо веселым» (Притч.15:13), – однако, по логике Екклесиаста, «при печали лица сердце делается лучше» (Ек.7:3). В жизни есть горечи и радости, и печаль делает смех более искренним. Поникшее лицо выражает огорчение (Быт.4:5–6), но Илий по лицу Анны увидел, что она не была больше печальной (1Цар.1:18). Иезекииль осуждает тех, на чьих лицах из-за совершаемых ими мерзостей отражаются ужас и стыд (Иез.7:18). Сходным образом изображают лицо и другие пророки: «Бесчестие покрывало лица наши, когда чужеземцы пришли во святилище дома Господня» (Иер.51:51). «Бесчестием покрывают лицо мое» (Пс.68:8). «Исполни лица их [неверующих] бесчестием» (Пс.82:17).

См. также: ГЛАЗ, ОКО, ЗРЕНИЕ; ГНЕВ; ГУБЫ, УСТА; ЖЕСТЫ И ПОЗЫ; ЛОБ, ЧЕЛО; НОС, НОЗДРИ; РОТ, УСТА; СЛАВА; СТРАХ; СТЫД, СРАМ, ПОЗОР; СЧАСТЬЕ; ЯЗЫК.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle