Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Окно

(Window)

Окна упоминаются в Библии сравнительно редко. Как отверстия в стенах домов, откуда люди могли смотреть наружу и видеть мир, окна символизируют знание и видение, а также контакт с внешним миром. Расположенные во внешней стене города, они были возможностью бежать от опасности.

В Библии окна упоминаются вскользь, когда люди выглядывают из них и пытаются истолковать увиденное. Ной, открывший окно ковчега по истечении сорока дней, восстановил контакт с внешним миром природы (Быт.8:6). Авимелех, царь филистимлян, выглянул из окна и увидел, что Исаак – не брат Ревекке (Быт.26:8).

Мелхола, наблюдая из окна за танцами Давида вокруг ковчега завета, насмехалась над царем (2Цар.6:16). В Притчах рассказчик описывает себя как смотрящего из окна и наблюдающего, как соблазнительница обольщает наивного молодого человека (Притч.7:6–7).

В других отрывках выглядывание из окна символизирует готовность узнать долгожданные новости из внешнего мира. В древней военной литературе есть мотив женщин, глядящих из окна в ожидании возвращения воинов с добычей (Суд.5:28; см. также 4Цар.9:30). Заглядывание в окно также может означать нетерпеливое ожидание: невеста в Песни песней воображает себе прибытие жениха на свадьбу и представляет его заглядывающим в окна ее дома (Песн.2:9).

Еще один ряд образов связан с окном как отверстием, куда проникают воры или нежеланные посетители. Иоиль описывает армию саранчи, которая, «как вор», проникает в окна (Иоил.2:9). «Смерть», – жалуется пророк, – «входит в наши окна» (Иер.9:21). Возможно, в последнем случае имеется в виду известный отрывок из угаритского религиозного текста. Бог Ваал боится своего соперника Мота (Смерти) и велит божественному ремесленнику, Кофарва-Хазису, не делать окон в новом доме. Последний, вероятно, не выполняет инструкций, потому что Мот пленяет и уничтожает Ваала в этой версии мифа об умирающем и воскресающем боге.

Окна, позволяющие избежать опасности, символизируют избавление, которое Бог посылает Своему народу. Раав помогает лазутчикам бежать из Иерихона по веревке, спущенной из окна. Красная веревка на окне спасает ее саму (Нав.2:15, 18, 21) и напоминает о пасхальной крови на дверях израильтян в Египте (Исх.12:7). Мелхола помогает Давиду бежать от Саула, выпустив его из окна (1Цар.19:12). Такие истории показывают, как беглецы зависят от помощи других людей. Павел рассказывает, как он «был спущен из окна по стене и избежал его [губернатора] рук» (2Кор.11:32), в качестве примера проявления Божьей силы в его слабости. Окно, через которое человек бежит, символизирует зависимость от Божьей благодати и спасения.

В других местах выход из окна символизирует смерть. Царица Иезавель, роскошно украшенная (вероятно, как Клеопатра перед смертью), смотрит из окна на приближение нового царя (своего врага) Ииуя, который велит ее евнухам выбросить ее из окна, и она разбивается (4Цар.9:30–33). Окно приводит к несчастному случаю с Евтихом, который засыпает и падает с третьего этажа во время проповеди Павла (Деян.20:9). Павел оказывается способен исцелить его и утешить людей, которые считали его мертвым.

Окна, открытые в сторону Иерусалима, показывают веру Даниила в Бога Израиля и его пренебрежительное отношение к указу Дария. Рискуя быть брошенным в львиный ров, Даниил идет в свою горницу, где окна «были открыты против Иерусалима», и молится (Дан.6:10). Молитва Даниила соответствует просьбе Соломона во время освящения храма: «И когда... будут молиться Тебе, обратившись к земле своей, которую Ты дал отцам их, к городу, который Ты избрал, и к храму, который я построил имени Твоему; тогда услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву и прошение их, и сделай, что потребно для них» (3Цар.8:48–49). Окна Даниила выходят в сторону города, играющего основную роль в вере и надежде Израиля (Пс.136:5).

В некоторых отрывках окна указывают на красоту архитектуры. Иеремия объявляет о проклятии, которое ждет богатых царей, строящих себе великие дворцы с просторными комнатами и большими окнами (Иер.22:14). В более положительном плане, окна неоднократно упоминаются в описании видения Иезекииля о восстановленном храме (Иез.40–41).

В переносном плане, глаза – окна, через которые видна душа, так что автор Екклесиаста описывает один из признаков старости так: «Помрачатся смотрящие в окно» (Ек.12:3). Окно – часть символического обряда, когда Елисей на смертном одре велит Иоасу открыть восточное окно и выстрелить туда стрелами, к победе над врагами (4Цар.13:17).

Последний мотив – это таинственные небесные окна, превратившиеся во многих современных переводах в «небесные шлюзы». «Окна небесные» открываются, чтобы Бог мог вылить на землю дождь (Быт.7:11) или благословение, которого никто не может вместить (Мал.3:10). Во время осады скептически настроенный князь сомневается в пророчестве Елисея о пище: «Если бы Господь и открыл окна на небе, и тогда может ли это быть?» (4Цар.7:2). Упоминание в рассказе о потопе может иметь космологические основы (см. КОСМОЛОГИЯ). Древние представляли себе твердь как огромный твердый купол с отверстиями, через которые Бог, по Своему благосклонному провидению, позволяет излиться плодотворным или (в случае потопа) губительным водам.

См. также: ВОРОТА, ВРАТА, ДВЕРЬ; ДОМ; НЕБО; СТЕНА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle