Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Преследование и бегство

(Flight, chase and flight)

Тема бегства (или преследования и бегства) занимает видное место в обеих частях библейского канона и находит выражение в разных вариантах. По существу в теме раскрываются природа и характер взаимоотношений людей с Господом Богом и между собой, а также реальность греха, праведности и суда. Кроме того, в ряде библейских рассказов она служит цели композиционного упорядочения последовательности событий.

В повествовательных местах тема бегства часто обеспечивает структурное единство, в котором действие переходит из плоскости конфликтной ситуации к ее разрешению. Композиционные элементы этой темы не статичны по своему расположению или очередности появления на сцене; более того, непредсказуемость развития действия побуждает к внимательному чтению текста. Первым элементом в этой схеме обычно бывает конфликтная ситуация между людьми, или же действие начинает Господь. Конфликт может возникнуть из-за ревности (Быт.27), бесплодия (Быт.16:1–5) или изменения отношения (Быт.31:2). Это приводит к бегству или преследованию. Напряженность межличностного конфликта побуждает человека бежать (Быт.16:6) или выливается в преследование (Быт.31:23). Затем происходит божественное или человеческое вмешательство. Цель вмешательства и его место в рассказе бывают разными. Оно может произойти после начала преследования, чтобы защитить гонимого (Быт.31:24), или до его начала, чтобы побудить к преследованию (Суд.20:18, 23). В конечном счете вмешательство служит Божьей цели спасения или наказания (Суд.9:56–57).

Наконец, наступает развязка. Возникновение конфликта, преследование и вмешательство создают напряженную ситуацию, требующую разрешения. Развязка может выражаться в бегстве (Суд.9:5), поимке преследуемого (Суд.8:12) или встрече конфликтующих сторон (Быт.33:1–20). В других рассказах, например о Сауле и Давиде, могут быть переходы от временного разрешения или затишья к возобновлению конфликта и преследования. Композиционное построение этой темы, в рамках которой создается ряд напряженных ситуаций, связанных с преследованием, способствует раскрытию образов и более живому изложению материала.

В Ветхом Завете есть рассказы о людях, бежавших от Господа (Адам и Ева, Быт.3:8–9; Каин, Быт.4:12–16; Иона, Иона 1:3), и о тех, кто бежал к Нему как к убежищу, чтобы найти безопасное пристанище (Давид, 2Цар.22:3; Пс.58:17; 141:5; Иер.16:19).

Взаимоотношения между библейскими персонажами часто выливались в конфликты с последующим бегством или преследованием. Историческое исследование канона Ветхого Завета показывает влияние мотива бегства, преследования и бегства на установление и развитие этих взаимоотношений (Сарра и Агарь; Исав и Иаков; Иаков и Лаван; Иосиф и жена Потифара; Иосиф и его братья; Моисей и фараон; Авимелех и Иофам; Израиль и колено Вениамина; Саул и Давид; Авессалом и Давид). К сожалению, этот мотив вызывает душевную боль при рассмотрении дисфункциональных взаимоотношений между членами заветного сообщества.

Та же тема присутствует в рассказах о взаимоотношениях между Богом, Израилем и народами. Структурное и богословское основания темы бегства проиллюстрированы в рассказах о завоевании земли в Книге Иисуса Навина. Завоевание обетованной земли было предпринято на основании заветных благословений и Проклятий, связанных с темой бегства и преследования (Лев.26:7, 17, 36; Втор.28:7, 25). В Нав.2–11 в каждом боевом эпизоде Израиль изображается в роли либо преследующего, либо преследуемого, в зависимости от верности завету. В песнях Анны (1Цар.2) и Давида (2Цар.22–23), а также в молитве Соломона (3Цар.8) прославляется верность завету в вопросах, связанных с бегством и преследованием. Небесный Воитель обратит в бегство Своих врагов и произведет над ними суд. Кое-кто попытается ускользнуть от преследования, но пророки предсказывают невозможность избежать этого в эсхатологических ситуациях (Откр.9:6). Эсхатологическая радость связывается с удалением от печали и воздыханий (Ис.35:10) и обретением безопасного положения (Ис.51:11).

В Новом Завете Божий народ наставляется убегать от неправедности (1Кор.6:18; 10:14; 1Тим.6:11) и преследовать цели праведности и всего, что с ней связано (Рим.12:13 {«ревнуйте», буквально «гонитесь»}; 14:19; 1Кор.14:1; 1Фес. 5:15; 1Пет.3:11). В характере бегства и преследования раскрываются сущность человека и движущие им мотивы.

См. также: БЕГ, ТЕЧЕНИЕ; ВРАГ; ПОБЕГ, БЕГСТВО; БИТВЫ, СРАЖЕНИЯ, ВОЙНЫ; ГОНЕНИЯ, ПРЕСЛЕДОВАНИЯ; СКРЫТОЕ, СОКРОВЕННОЕ; СТРАХ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle