Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Преткновение, камень преткновения

(Stumble, stumbling block)

Все мы, ходящие на двух ногах, иногда оступаемся, спотыкаемся о незаметные препятствия, делаем неуклюжие или неуверенные движения, ведущие к падению. Спотыкание, или преткновение, – известный образ, отражающий человеческую слабость в целом, от заикания до жизненных неудач; он может обозначать даже неожиданное обнаружение чего-то удивительного (как, например, в предложении: «Пастухи наткнулись на пещеру, где хранились древние рукописи»).

В Библии неоднократно используется образ спотыкания, и образ морального промаха происходит именно отсюда. «Камень преткновения» – образ, происходящий от распространенного выражения, «споткнуться о камень». Для многих современных жителей западного мира камень – не первое, что представляется, когда речь заходит о спотыкании. У нас гораздо меньше причин для физического спотыкания, чем у обитателей древнего библейского мира. Каменистые, крутые тропы, улицы и дороги Палестины, даже в самые лучшие, вымощенные, были намного опаснее для путников, чем наши бетонные и асфальтированные дороги. Любой мог споткнуться из-за рассеянности или ночной темноты.

В Библии много ярких образов, связанных со спотыканием, и мы выделим лишь несколько из них. На поле битвы непокорные израильтяне «споткнутся друг на друга, как от меча, между тем как никто не преследует» (Лев.26:37). Воины фараона Нехао будут натыкаться друг на друга в битве при Кархемисе на реке Евфрат (Иер.46:6, 12, 16). Действительно, на поле боя многие могли споткнуться: о мертвые тела, неровную землю, от усталости, в паническом бегстве. Что касается повседневной жизни, озорникам и злоумышленникам велено «пред слепым не класть ничего, чтобы преткнуться ему» (Лев.19:14). Когда Израиль духовно находится в плачевном состоянии, священники и пророки, напившиеся вина и пива, «в суждении спотыкаются» (Ис.28:7). «В полдень» Израиль «спотыкается, как в сумерки» (Ис.59:10), и даже истина «преткнулась на площади» (Ис.59:14). Даже в лучшие времена «все мы много спотыкаемся» (Иак.3:2 NIV). В подобной ситуации человек обращается к таким друзьям, как Иов, слова которого «падающего восставляли» и укрепляли «гнущиеся колена» (Иов.4:4).

Евреи метафорически представляют жизнь как «путь», «стезю» или «дорогу», и на этом представлении основаны многие библейские образы преткновения. Мудрость создает контекст для резких противопоставлений. Те, кто рассуждает здраво, кто ходит путями Мудрости, живут мирно и не спотыкаются (Притч.3:23; 4:12). Те же, кто следует путем грешников, кто путешествует в глубокой тьме, даже не знают, что заставляет их оступиться (Притч.4:19). Это должно быть напоминанием для нас, чьи физические тропы гладки, прямы и хорошо освещены, но моральные пути полны камней преткновения.

Как и мудрость, божественный закон и завет Израиля образуют освещенную дорогу по жизни. Те, кто любит Божий закон, не могут оступиться (Пс.118:165). «Правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них» (Ос.14:10). Исаия же говорит, что Господь «уравнивает стезю праведника» (Ис.26:7). Но Израиль не верен Своему Богу, он «допустил идолов своих в сердце свое» и «поставил камень преткновения своего пред лицом своим» (Иез.14:3, 4, 7 NIV; см. ИДОЛЫ, ИДОЛОПОКЛОНСТВО). Хотя избежание спотыкания может служить знаком Божьей заботы о верных («Ты избавил душу мою от смерти, да и ноги мои от преткновения, чтобы я ходил пред лицом Божиим во свете живых», Пс.55:14), Сам Господь может положить ужасный камень преткновения на пути праведника, обратившегося ко злу (Иез.3:20).

Парадоксальный образ Божьего камня преткновения описан у Исаии:

И будет Он [Господь Саваоф] освящением и камнем преткновения

и скалою соблазна для обоих домов Израиля,

петлею и сетью для жителей Иерусалима.

И многие из них преткнутся, и упадут, и разобьются, и запутаются в сети,

и будут уловлены (Ис.8:14–15).

Этот отрывок, в котором связываются святилище/храм и камень преткновения, противопоставляется образу возрождения Израиля и храма Сиона в Ис.28:16:

Я полагаю в основание на Сионе камень,

камень испытанный,

краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный:

верующий в него не постыдится.

Павел, говоря о неверии Израиля до Христа, отождествляет Иисуса с камнем преткновения у Исаии. В свете знания о Христе как божественном камне основания нового храма, апостол так передает слова Исаии:

Вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна;

но всякий, верующий в Него, не постыдится (Рим.9:33).

Получается, что Израиль, бегущий за праведностью, споткнулся о Христа, «камень преткновения» (Рим.9:32), но продолжил бежать вслед «закону праведности», к недостижимой цели. Павел не желает удалять или прятать этот камень, чтобы приспосабливаться к Израилю в его слепоте и переживаниях (ср. Рим.11:9; цитирует Пс.67:24–25 LXX). «Распятый Христос» – это «камень преткновения [skandalon]» для иудеев, «а для Еллинов безумие» (1Кор.1:23 NIV), непререкаемый символ Божьей мудрости и неотъемлемая черта Евангелия Павла. Отчаянная попытка Петра спасти Мессию от смерти оказалась тщетной и ошибочной. Петр, краеугольный камень мессианской общины, нового храма (Мф.16:18), вдруг стал камнем преткновения [skandalon] для Мессии (Мф.16:23).

Прославляя Христа как камень преткновения, Павел старательно избегает сам и предостерегает других от помещения ненужных «камней преткновения» на пути иудеев или греков, и, без сомнения, на пути собратьев по вере (1Кор.10:32; 2Кор.6:3). В Риме проблема заключалась в употреблении в пищу мяса и оскорблении таким образом «слабых», которые по религиозным соображениям были вегетарианцами (Рим.14:20); в Коринфе речь шла об употреблении в пищу идоложертвенного мяса, что побуждало более слабых оступиться (1Кор.8:9). Нет нечистой пищи, но из любви необходимо внимательно относиться к совести и духовному состоянию других людей. Камни преткновения не просто задерживают путника, они могут погубить «того, за кого Христос умер» (Рим.14:15). Эти слова вторят предупреждению Иисуса о помещении «камней преткновения» перед «малыми сими», верующими в Него: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» (Мф.18:6–7).

См. также: КАМЕНЬ; НОГА (II), СТОПА; ПУТЬ, СТЕЗЯ; ХОДЬБА, ХОЖДЕНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle