Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Псалмы-жалобы

(Lament psalms)

Псалмы жалобы, составляющие примерно одну треть Псалтири, принадлежат к самой многочисленной группе псалмов. В этих поэмах выражаются усилия псалмопевца по преодолению кризиса, и они по содержанию могут быть либо личными (напр., Пс.3; 4; 12; 21; 30; 38; 56; 68; 70; 76; 138), либо общественными (напр., Пс.11; 43; 73; 78; 79; 93). С псалмами жалобы обращаются по определенному поводу, связанному с конкретными обстоятельствами жизни псалмопевца или его общины. Обычными поводами для псалма жалобы могут быть издевательство или злословие личных врагов, война, болезнь, засуха или груз греха и вины.

Псалмы жалобы строятся по определенной форме, состоящей из пяти элементов, которые могут располагаться в любом порядке или встречаться несколько раз в одном и том же псалме. Псалмы жалобы обычно начинаются с обращения, или вводного воззвания, к Богу (этот элемент может повторяться), которое часто сопровождается возвышенными эпитетами Бога и в ряде случаев уже содержит элемент просьбы. В самой жалобе излагается суть проблемы, с которой столкнулся псалмопевец, то есть побудительная причина всей поэмы. В просьбе, или мольбе, поэт показывает, чего он ждет от Бога для исправления бедственного положения. В большинстве псалмов жалобы содержится также заявление об уповании на Бога. Пятый элемент псалма жалобы – обет вознесения хвалы Богу. Таким образом, совершенно очевидно, что в псалме жалобы выражается Неожиданный поворот или даже отречение от сказанного ранее: псалмопевец начинает с утверждения, что ситуация безнадежная, а заканчивает на ноте упования. Объединяющим элементом такой поэмы служит тема кризиса, с которым сталкивается псалмопевец.

В дополнение к пяти элементам формы используются другие поэтические приемы. Например, во многих псалмах жалобы присутствует ярко выраженная тема протеста, когда поэт, по сути, выговаривает Богу за то, что Он не исправляет ужасной несправедливости, и в ряде случаев обвиняет Его в том, что Он спит (см. СПЯЩИЙ БОГ). Наряду с элементом протеста, очевиден и мотив убеждения – поэт пытается убедить Бога (и в то же время своих читателей) в необходимости принять какие-то неотложные меры. Псалмопевцы, обращающиеся с жалобой, почти всегда рисуют яркий и гиперболизированный портрет злодеев, зловещие планы которых надо расстроить, а самих врагов наказать за их преступления.

Чувство возмущения сочетается с выражением веры в Бога, Который надзирает за человеческими делами и дружит с угнетенными. Псалмы жалобы основываются на принципе авторской нравственной оценки и, по крайней мере, на двух предпосылках: на существовании справедливого и несправедливого и на факте, что на Бога можно полагаться в деле оправдания благочестивых. Автор обычно исходит еще из одной предпосылки – что он стоит на праведной стороне. Без этих условий псалмы жалобы невозможны.

См. также: КНИГА ПЛАЧ ИЕРЕМИИ; ПСАЛТИРЬ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle