Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Рука

(Hand)

Слово рука вызывает в воображении образы одновременно силы и благодати, благословения и проклятия. В буквальном смысле это часть верхней конечности человека ниже предплечья (Быт.3:22; Мф.5:30; Мк.3:1), хотя в ряде случаев слово может относиться ко всей конечности (4Цар.5:18) или к отдельным ее частям, таким как пальцы или запястье. Носить «на руке» перстни или браслеты значит носить их на пальцах (Быт.41:42; Иер.22:24; Лк.15:22) или на запястьи (Иез.23:42).

Рука в прямом смысле. В Библии слово рука встречается примерно 1 800 раз. Руки позволяют человеку совершать определенные дела (Суд.5:26; Лк.6:1), держать инструменты и оружие (Чис.35:18; Лк.22:52), брать различные предметы и владеть ими (Иез.39:9; Откр.7:9). Созданное или изготовленное человеком часто называется «делами рук» (Втор.28:12; 31:29; Пс.89:17; Плч.4:2).

Образ рук используется при описании различных символических действий. Рукопожатие скрепляет достигнутое соглашение (Ис.2:6 {в NIV заключительная часть стиха звучит так: «...и пожимают руки язычникам»}). Радость (Пс.46:2) или насмешка (Иов.27:23) выражаются хлопками рук. Рука на устах символизирует молчание (Иов.21:5 {«перст»}), а руки на голове – горе (2Цар.13:19). Умывают руки для удаления с них грязи (Мф.15:2), а также для демонстрации своей невиновности (Мф.27:24). В поцелуе своих собственных рук выражается гордость (Иов.31:27), а в поднятых вверх «чистых руках» – поклонение (1Тим.2:8).

Рука в переносном смысле. Примерно в двух третях случаев образ руки в Библии используется в переносном смысле. С этим образом связаны пять основных понятий.

Сила и крепость. Моисей предостерегал Божий народ против самонадеянного представления, что он добьется процветания своими руками (Втор.8:17). В решающие моменты искупительного события исхода Бог говорил Моисею, что освободить израильтян фараона принудит только «рука крепкая» (Исх.3:19–20; 6:1; 7:4–5; 13:9, 14, 16; Втор.9:26). Во время суда Бог будет воевать против Своего народа «рукою простертою» (Иер.21:5), но та же самая рука будет орудием искупления и восстановления (Иез.20:33–34). Быть запечатленным на руках Бога значило быть в центре внимания Божьего управления ходом истории (Ис.49:16). Захария воспевал силу (руку) Мессии, спасающую Его народ от врагов (Лк.1:71, 74), а Иоанн подчеркивал значение поддержки, которую предоставляет сила «руки» Христа (Ин.3:35; 13:3).

В одном из особенно выразительных отрывков псалмопевец радуется прощению грехов, а затем говорит о последствиях того, что над ним «тяготела» Божья рука (Пс.31:4). Здесь находят выражение образы как суда, так и благодати. Последствия неисповеданного греха болезненны, но присутствие верного Бога достойно прославления.

Образ силы находит выражение и в некоторых идиомах, где используется слово рука. «Укрепить руки» означает предоставить дополнительные возможности человеку, нуждающемуся в помощи (Ис.35:3; Иер.23:14). «Опустить руки» значит отказаться от чего-то или не проявить достаточного упорства (Ис.13:7; 6:24). Исаия изображает ассирийцев «маломощными» (буквально «короткорукими», 4Цар.19:26; Ис.37:27).

В еще одном образе силы часто подразумевается мысль о посредничестве. Бог действует «через [руками] пророков» (1Цар.28:15; Иез.38:17; ср. Иер.37:2), а человек может получить поручение или приказание «из рук» начальника (3Цар.2:25; Иер.39:11).

Власть, управление или обладание. «Рука Израиля все более усиливалась над Иавином, царем Ханаанским, доколе не истребили они Иавина, царя Ханаанского» (Суд.4:24). В военном образе рука на шее символизировала победу и установление власти над врагом (Быт.49:8). Христиане заверяются, что никто не может похитить их из руки Бога (Ин.10:29).

Выражение «предать в руки» используется, когда речь идет о наделении властными полномочиями. Все творение «отдано в руки» человека для управления им (Быт.9:2, 6; ср. Быт.1:26–28). Народ Израиля был отдан под начальство [в руки] Моисея и Аарона (Чис.33:1). Иисус Навин заявил, что Господь предал «в руки» израильтян всю Ханаанскую землю (Нав.2:24; ср. Нав.6:1; 8:1; Суд.3:28). «Открыть руку» (Втор.15:8, 11) или «сжать руку» (Втор.15:7) означает дать благословение или лишить его. Бог «открывает руку» для удовлетворения потребностей творения (Пс.144:16).

Правая рука, десница. Для подчеркивания значения правой стороны (Евр.yamin греч. dexios) используются разные связанные с рукой образы. Они подпадают под две категории. В первой выражается мысль о видном или привилегированном положении. Аарон и его сыновья должны были окроплять кровью свои правые уши, большие пальцы правой руки и большие пальцы правой ноги (Исх.29:19–20; ср. Лев. 8:23–26; 14:14–28). Сидеть по правую руку значило пользоваться признанием и уважением. Матери Соломона поставили престол по правую руку от царя (3Цар.2:19). Мессианский Царь получил приглашение сесть одесную Господа, то есть на место господства и власти (Пс.109:1; ср. Мф.22:44). Иисус провозгласил, что будет сидеть одесную Бога (Мк.14:62; Лк.22:69). Наконец, протянутая правая рука служила свидетельством особого и благосклонного отношения (Гал.2:9; Откр.1:17). В некоторых случаях для демонстрации привилегированного положения используются образы как правой, так и левой руки (ср. Притч.3:16; Мф.20:21).

Вторая категория образов «правой руки» связана с представлением о большой власти и силе. Чаще всего они используются псалмопевцами применительно к Господу как Богу, Который спасает и поддерживает Своей могучей «десницей» (Пс.16:7; 17:36; 20:9; 117:15–16; 137:7; ср. Исх.15:6, 12). Об Иаили написано, что она «левую руку свою протянула к колу, а правую свою к молоту работников» (Суд.5:26, курсив наш). Победоносный Иисус изображается держащим в «деснице Своей» семь звезд (Откр.1:16; ср. Откр.1:20). Обвинитель [дьявол] стоит одесную (Пс.108:6), так же как и защитник (Пс.15:8).

Левша иногда описывается как человек, «плохо владеющий правой рукой» (напр., Аод, ср. Суд.3:15; 20:16; обратите внимание на игру слов с именем Вениамин, «сын десницы»). Символическое значение правой и левой руки явствует из попытки Иосифа помешать намеренному изменению положения рук отца при благословении Ефрема и Манассии (Быт.48:13–18). Во время суда отвергнутые козлы отправляются налево (Мф.25:33). Когелет (автор книги Соломона «Притчи») заявил, что сердце глупого имеет привычку уклоняться на левую сторону (Ек.10:2).

Посвящение и предназначение. Выражение «возложить руки на» часто встречается в Писании. Руки возлагались с целью как благословения (Быт.48:13–17; Мф.19:13), так и суда (Лев.24:14). Возложение рук означало предназначение для выполнения определенного поручения или служения. Именно таким символическим действием на Иисуса Навина было возложено поручение принять руководство от Моисея (Чис.27:18), Савл и Варнава были назначены эмиссарами царства (Деян.13:1–3), а лидеры церкви получали признание (1Тим.4:14; 5:22).

Руки возлагались на животных при принесении искупительных жертв и в других обрядовых целях (напр., Исх.29:10, 15; Лев. 1:4; 3:2, 8, 13; 16:21). Подразумевалась ли в возложении рук передача каких-то свойств, не ясно. Такая передача определенно описывается в Лев. 16:21–22, и этот образ как будто бы воспринимается и развивается в Новом Завете (1Пет.2:24; Евр.13:11–12). Но, в первую очередь, в этом действии выражается мысль о предназначении.

Еще одна идиома – «наполнить руки». В Исх.29:9–35 (ср. Исх.16:32) Моисей получает указание «наполнять руки» Аарона и его сыновей. Хотя точный смысл идиомы не вполне ясен, она со всей очевидностью указывает на предназначение людей или, возможно, на наделение их силой для выполнения священнических обязанностей.

Сторона, берег или граница. Берег, сторона обозначается тем же словом, что и «рука» реки (напр., Нила, Исх.2:5; Иордана, Чис. 13:30). Встать «у руки» кого-то значит принять сторону человека (1Цар.19:3 {«подле»}). В боковой проекции брусья скинии и шипы выглядели «руками», опорами (Исх.26:17, 19), а в 3Цар.7:32 оси колесницы названы «руками», по-видимому, в связи с их назначением опоры для колес. В Иез.21:19 «рука» представлена в качестве указателя на распутье, который указывает вавилонскому царю, куда пойти, направо или налево.

Заключение. Рука – всего лишь одна из конечностей человеческого тела, однако в Библии она играет гораздо более значительную роль. Во всех случаях, идет ли речь о выполнении определенных задач, символах силы и власти или выражении предназначения и цели, рука служит ярким образом, в котором отражаются устремления и сокровенные желания человека.

См. также: ВОЗЛОЖЕНИЕ РУК; ЖЕСТЫ И ПОЗЫ; ЛЕВАЯ СТОРОНА, ЛЕВША; МЫШЦА; НОГА (I), БЕДРО, ГОЛЕНЬ; НОГА (II), СТОПА; ОМОВЕНИЕ РУК; ПАЛЕЦ РУКИ, ПЕРСТ, ПРАВАЯ СТОРОНА, ПРАВАЯ РУКА, ДЕСНИЦА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle