Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Семя

(Seed)

Семя – это одновременно продукт и производитель, небольшой вклад с большой потенциальной отдачей, наиважнейший элемент, этап в непрерывном процессе воспроизводства. Одно-единственное семя после смерти превращается во множество. Это сокровище, надел, вложение, плоды которого зависят от окружающей обстановки. Играя важнейшую роль в сельском хозяйстве, которым занимаются все народы, начиная с Адама, семя служит богатым источником образов при изложении как ветхозаветных, так и новозаветных принципов и событий. На физическом уровне в образе семени выражается прежде всего потенциал жизни и роста.

Небольшие размеры – семя как образ веры. Важная сторона образа семени связана с его размерами. Семя очень маленькое. Его незначительные размеры подчеркиваются, когда родители Самсона получают указание, что он не должен есть ничего из винограда, даже «зерен» (Чис.6:4). В Новом Завете образ крохотного семени выражается в горчичном зерне – самом маленьком из всех, известных на Ближнем Востоке (Мф.13:31–32; 17:20; Мк.4:31; Лк.17:6). Противопоставляя выросшее растение «голому зерну», Павел подчеркивает именно размеры (1Кор.15:37).

Ценность – семя как Божье слово. Семя имеет ценность. Это его свойство демонстрируется в великом множестве ветхозаветных и новозаветных образов. Восхищение плодоносностью Едемского сада выражается в образе растений, приносящих семя и дающих твердую надежду на будущее (Быт.1:11–12, 29). Позднее эта изначальная ценность семян находит отражение в системах хозяйствования.

В древних культурах, основанных на сельскохозяйственном производстве, семена во множественном числе служили основным предметом товарообмена. Хозяйственное значение семян заключается в том, что их можно использовать как в пищу, так и для выращивания урожая. Во время голода в Египте Иосиф приобретал землю у доведенных до отчаяния семей в обмен на семена. Они получали средства к существованию, сея семена и оставляя их для пропитания, несмотря на то, что фараон требовал пятую часть урожая каждый год (Быт.47:19, 23–24). Позднее, во время другого голода, отмечается повышение цен: «... когда они осадили ее... четвертая часть каба стручков гороха [продавалась] – по пяти сиклей серебра» (4Цар.6:25 NIV). Предназначенные для посева семена бережно хранились, но их могли испортить вода или распространяемая трупом болезнь (Лев.11:37–38). У Иоиля семена, истлевшие «под глыбами своими», служат образом хозяйственной разрухи (Иоил.1:17). Как в Ветхом, так и в Новом Завете Бог изображается дающим «семя тому, кто сеет» (Ис.55:10; 2Кор.9:10). Семя ценится одновременно как продукт и как производитель.

Семена использовались также как мера веса и тем самым служили для оценки. В Пятикнижии приведен пример оценки по мере веса зерна: пятьдесят сиклей серебра равны хомеру ячменя (Лев.27:16). Упоминается о выкопанном рве вместимостью в две саты зерна (3Цар.18:32). Как в случае их наличия, так и отсутствия семена связываются с благоденствием (Иез.17:5; Агг. 2:19). Ценность семян зависит от их вида. Когда враг человека сеет плевелы между его пшеницей, этому человеку задают вопрос: «Не доброе ли семя сеял ты на поле твоем?» (Мф.13:27). Семя оценивается по приносимому им плоду.

Праведное и нечестивое семя и семя Авраамово. Начиная с Быт.1, семена показываются генетически предопределенными, постоянными и абсолютными в своих свойствах. В Едемском саду каждое растение приносило плод, в котором семя было «по его роду» (Быт.1:11). Неоднократно повторяется правило, что поле или виноградник нельзя засевать двумя родами семян (Лев.19:19; Втор.22:9). Иисус сеет доброе семя в отличие от дурных семян лукавого (Мф.13:37–41). В метафорическом образе воскресения Павел напоминает, что «Бог дает... каждому семени свое тело» (1Кор.15:38).

В образе семени часто выражается родословие или наследие человека. «Семя» Евы и «семя» змея противостоят друг другу, начиная с грехопадения (Быт.3:15). Поэты и пророки изображают племена как «семя праведных» (Притч.11:21) и «племя злодеев» (Ис.1:4). В выражении «семя человеческое» имеется в виду национальность (Дан.2:43). Вернувшийся из плена остаток назван «святым семенем» для Иудеи (Ис.6:13; Езд.9:2).

Важное метафорическое значение образа семени связано с «семенем» Давида и Авраама. Павел пишет об Иисусе как о «семени Давидовом» – это было устоявшимся обозначением Мессии в иудаизме («родился от семени Давидова», Рим.1:3; ср. 2Цар.7:16). Этот титул свидетельствует о том, что Иисус произошел из рода Давида и, следовательно, имеет царское происхождение, а также подкрепляет Его заявление о Себе как о Мессии (Ин.7:42; Деян.13:23; 2Тим.2:8).

Тогда как «семя Давидово» – вполне конкретный образ, «семя Авраамово» относится к многочисленным духовным потомкам его необычайной веры. Бог обещал Аврааму, что его потомки унаследуют обетованную землю (Быт.12:7), и евреи были вправе считать себя его семенем, поскольку вели происхождение от его сына Исаака (Лк.1:55; Ин.8:33; Деян.3:25; Рим.9:7; 2Кор.11:22). Однако Павел приводит веский аргумент против закона, указывая, что потомки Авраама – наследники «праведностью веры», а не по закону (Рим.4:13). Этим различием он подчеркивает, что, поскольку Аврааму «вменилась в праведность» вера, а не исполнение закона (Рим.4:9), язычники тоже происходят от Авраама, наследуют Божье обетование и освобождаются от закона (Рим.4:13–18; Гал.3:29).

При обсуждении вопроса об Авраамовом семени Павел выступает против тех, кто пытается получить спасение посредством исполнения закона (Гал.3:1–19). Он утверждает, что коль скоро закон был дан через 430 лет после получения Авраамом Божьего обетования, праведность вменяется людям по благодати и вере. Он обыгрывает слово семя, как будто оно относится к одному лицу, Иисусу Христу: «... пришествие семени, к которому относится обетование» (Гал.3:19). Павел заявляет, что, во-первых, Аврааму был обещан Дух (см. СВЯТОЙ ДУХ), а не закон и, во-вторых, пришествие Иисуса принесло Дух, сделав язычников наследниками «праведностью веры» (Рим.4:13). Он раздвигает границы генетического детерминизма за пределы израильтян – потомков Исаака и Иакова; он связывает семя Авраамово со всеми, кто принимает верой обетование Духа, обеспечивающего послушание, благодаря которому нам вменяется праведность (Рим.4:24).

Генетический детерминизм семени метафорически связывается со спасением. Петр и Иоанн изображают свободу от греха как рост из семени нового типа: «Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век» (1Пет.1:23). «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1Ин.3:9).

Семя как Божье Слово или как христианин. Принимая во внимание его крохотный размер и потенциальную ценность, семя нуждается в подпитке из окружающей среды и требует защиты, взращивания и ухода. В пророческих картинах безопасного положения у семян нет недостатка в воде (Чис.24:7); в обетованной земле семена «от дождя небесного напояются водою» и не требуют орошения (Втор.11:10–11). Семена лучше сеять утром (Ек.11:6), и Божье благословение выражается в виде дождя на них (Ис.30:23). Вознесение хвалы Богу народами сравнивается с семенами, прорастающими в саду (Ис.61:11).

Притчи Иисуса о земледельце служат иллюстрацией потребности семени в надлежащем питании и уходе. Земледелец посеял семена на разных почвах; посеянные среди терний и на каменистых местах не смогли развиться, а добрая земля произвела обильные плоды (Мф.13:1–8). Иисус наглядно продемонстрировал необходимость взращивания семени, сказав, что на дурной земле семена заглушаются плевелами или похищаются ворами (Мф.13:19–23). Он также сравнил Божье Слово с семенем (Мф.13:23). Предостерегая против лжеучения, Он рассказал притчу о поле, которое испортили плевелы, посеянные среди добрых семян (Мф.13:24–30); в данном случае семена символизируют христиан.

Благовестие как процесс прорастания семени. Семя преобразуется в ходе процесса, который попросту можно назвать ростом. Этот процесс прежде всего требует времени и состоит из этапов, касающихся как семени, так и сеятеля: семя умирает, пускает корни, пускает побег и начинает расти, а сеятель сеет, поливает, пропалывает, ждет и собирает урожай. В образе семени метафорически выражаются духовные принципы всех этапов процесса роста.

Ветхозаветные образы связываются, в первую очередь, с задачами сеятеля. Образ ручной поливки в засушливом Египте противопоставляется естественному росту в благословенной дождем обетованной земле (Втор.11:10). То, что для роста семян требуется время, не позволяло кочевым народам засевать поля или разводить виноградники (Иер.35:7). Более метафорические образы связывают сеяние с долгом (Ек.11:6) и с трудностями, которые могут даже вызвать слезы (Пс.125:6).

Новозаветные образы основываются на различных метафорах процесса роста. Сев и ожидание всходов символизируют благовестие. Зная ценность семян, мы вместе с земледельцами ждем возмещения больших средств, которые они вложили в посев (Мф.13:3, 24; Мк.4:27); тем самым мы учимся защищать и хранить Слово и новую христианскую жизнь, посеянную на определенной почве. Мы терпеливо усваиваем урок из притчи о земледельце, посеявшем свои семена без учета особенностей почвы и получившем крайне небольшой урожай (Мф.13:3–23). Иисус Сам назвал Себя сеятелем доброго семени (Мф.13:37), то есть верующих и делающих добро. Сеяние символизирует распространение информации.

За севом следуют прополка и сбор урожая. Растущие среди пшеницы плевелы в конце концов сжигаются (Мф.13:39–40). Иисус также обещает, что Его ангелы «соберут» всех, предающихся греху, сынов лукавого (Мф.13:38, 41). Метафоры сбора урожая как будто бы прямо указывают на истовых благовестников. Показывая пример служения, сеятель «и спит, и встает ночью и днем», чтобы посмотреть, как семена пускают ростки и разрастаются вокруг. Ясно, что пока он отдыхает, кто-то питает посеянные им семена (Мк.4:27). Так Иисус описывает роль Святого Духа и других верующих в процессе обращения. Раскрывая образ дальше, Он показывает, что сеятель евангельского послания не всегда пожинает душу, соответствующую требованиям Христа (Мф.25:24, 26). Павел изображает процесс благовествования с помощью привычных образов сеяния: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1Кор.3:6).

Жертвенное вложение – семя как ученичество. Образ семени, которое умирает, чтобы пустить корни и произвести другие семена, занимает ведущее место среди новозаветных метафор ученичества. Иисус прямо связывает смерть семени и произведение им корней и ростков со смертью верующего: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин.12:24). Этот образ семени предвосхищает смерть Иисуса и Стефана. В нем также выражается метафорическая смерть собственного «я», которой требует положение ученика и «ловца человеков»: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13).

Семя и суд. В ветхозаветных образах семени часто выражается мысль о последующем урожае, а также о взаимосвязи между севом и сбором урожая и между праведной жизнью и богатой жатвой. Коль скоро чудесный рост семени – Божье благословение (1Кор.3:6; 9:10), его плодоносность обозначает суд или благословение. В одни времена израильтянам говорится, что их семена не принесут плодов из-за совершенных ими грехов (Лев.26:16). В другие времена на благословение указывает то, что семена будут как «великие воды» (Чис.24:7) или что посеянное принесет богатые плоды (Зах.8:12). За послушание обещается награда: Бог даст «обилие посеянному вами» (2Кор.9:10).

Образ сеяния основывается на двух принципах. Во-первых, сеять надо осмотрительно. Как подразумевается в притче о земледельце, разбрасывание недостаточного количества семян свидетельствует о безответственности: есть люди, сеющие при всех водах (Ис.32:20), запасы семян в житницах могут истощаться (Агг.2:19). Во-вторых, в севе соблюдается принцип пропорциональности: человек пожинает не больше и не меньше того, что посеял. Духовное «семя» сеют среди людей, и сеятель вправе рассчитывать на урожай (1Кор.9:7). Сеятель может лично не собрать все, что посеял, но урожай так или иначе будет собран (Мф.25:24, 26).

См. также: ГОРЧИЧНОЕ ЗЕРНО; ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО; ЗЕРНО, ХЛЕБНЫЕ ЗЛАКИ; КОРЕНЬ; РАСТЕНИЯ; РОСТ; САД; СЕЯНИЕ, СЕЯТЕЛЬ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle