Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Амбар, житница

(Barn)

Амбарами изобилует деревенский пейзаж, и на большинстве ферм они занимают наиболее видное место. Современные амбары различаются по размерам и конструкции, но в целом выполняют одну и ту же функцию помещения для хранения зерна и сельскохозяйственного инвентаря. В Писании под амбарами или житницами понимаются зернохранилища в виде вырытых в земле ям или построек. Амбары служили символами изобилия. В них выражалась идея сохранности пищи для человека. Когда царь аграрной страны молился о благосостоянии народа, он просил, чтобы были «житницы наши полны, обильны всяким хлебом» (Пс.143:13), а мудрый верил, что награда за почитание Бога придет тогда, когда «наполнятся житницы твои до избытка» (Притч.3:10).

Житницы символизировали накопленное богатство. Они выражали собой самую значительную попытку человека по обеспечению собственного выживания, овладению природой и установлению контроля над ней. Такие накопительские умонастроения могли быть чисто инстинктивными, но тем не менее в них выражались самонадеянность человека и его стремление к независимости. Однако житницы могли уничтожаться пожаром или разграбляться. Иеремия пишет, что в бурные дни вавилонского нашествия люди хранили в поле «скрытые кладовые с пшеницею и ячменем, и маслом и медом» (Иер.41:8). Скорее всего, люди закапывали эти припасы в горшках из опасения, что житницы могут быть разграблены.

Иисус не раз использовал в Своем учении примеры из сельскохозяйственной жизни. Что же Он имел в виду, говоря о житницах? Прежде всего, в образе житницы стремление человека к самообеспечению противопоставляется Божьему обеспечению. Житница стала темой сатирической притчи, в которой предприимчивость хозяина, решившего построить большую житницу, показана примером суетности и приверженности недостойным ценностям (Лк.12:13–21). Но самый, пожалуй, известный пример мы видим в Лк.12:24: «Посмотрите на воронов: они не сеют, ни жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?». Здесь находит выражение старая религиозная тема: подготовка к будущему может выражаться в отсутствии веры в Бога (см. примечательный пример накопительства муравья, Притч.6:6–8; 30:25).

Помимо этого, житница соотносится с Божьим избавлением от суда: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф.3:12; 13:30; Лк.3:17). Суд неотвратим. Житница служит символом безопасности перед лицом конечной угрозы. Пшеница, оставшаяся на гумне, будет сожжена, а зерно в житнице – нет. В образе «житницы» находит выражение верховная забота Бога.

См. также: ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО; ЗЕРНО, ХЛЕБНЫЕ ЗЛАКИ; ИЗБЫТОК, ИЗОБИЛИЕ; ПШЕНИЦА; ХРАНИЛИЩЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle