Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


Словарь храмовой архитектуры

    Абсида (апсида) – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный; перекрытый полукуполом (конхой). Внутри абсиды помещался алтарь.
    Алтарь (от лат. «alta ara» – высокий жертвенник) – главная часть христианского храма в его восточной части. В православном храме отделяется алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался престол – возвышение для совершения главного христианского таинства – евхаристии. Алтарь створчатый – икона, состоящая из нескольких складывающихся досок, покрытых живописными изображениями с обеих сторон (диптих, триптих, полиптих).
    Алтарная преграда – невысокая стенка или колоннада, отгораживающая алтарную часть храма в православных храмах (с IV века).
    Амвон – (от греч.) – возвышение в центре храма, с которого произносили проповеди, читали Евангелие. Как правило, был окружен колоннами, несущими крышу (киворий).
    Аркатурный пояс — украшение стены в виде ряда декоративных арочек.
    Аркбутан – открытая полуарка, служащая для передачи давления на контрафорсы храма.
    Атриум – закрытый внутренний двор, куда выходят остальные помещения.
    Аттик – (от греч. Attikos – аттический) — стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.
    Базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами (столбами) на несколько продольных галерей (нефов).
    Барабан — цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.
    Барабан световой — барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.
    Баптистерий – крещальня. Небольшое центрическое здание, круглое или восьмиугольное в плане.
    Витраж – картина на стекле, орнамент из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет.
    Гемма – резной камень с углубленным (инталия) или выпуклым (камея) изображением.
    Донжон – главная башня средневекового замка.
    Дьяконник – помещение в алтарной части православного храма к югу от алтаря.
    Жертвенник – помещение в алтарной части православного храма к северу от алтаря.
    Звонница – надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц: стенообразные – в виде стены с проемами столпообразные – башенные сооружения с многоранным (как правило, в русской архитектуре, – восьмигранным, реже – девятигранным) основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе. В нижних ярусах часто располагается церковь палатного типа – прямоугольный в плане объем с крытой сводчатой аркадой, опоры которой расположены по периметру стен.
    Закомара – (от др.рус. комара – свод) — полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.
    Замковый камень – камень, которым завершается свод или арочный проем.
    Кампанила – в западноевропейской архитектуре отдельно стоящая четырехгранная или круглая башня- колокольня.
    Канон – совокупность строго установленных правил, определяющих основной набор сюжетов, пропорций, композиций, рисунка, колорита для произведений искусства данного вида.
    Контрафорс – вертикальный массивный выступ стены, укрепляющий основную несущую конструкцию.
    Конха – полукупол над абсидой, нишей. Часто выполнялся в виде раковины.
    Крестово-купольный храм – канонический тип византийского православного храма. Представлял собой укороченную базилику, увенчанную куполом, и, согласно Апостольским постановлениям, обращенную алтарем на восток.
    Куб — основной объем храма.
    Купол – покрытие в виде полушария, опрокинутой чаши и т.п.
    Лемех — деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма.
    Луковица — церковная глава, напоминающая по форме луковицу.
    Лопатка – вертикальный плоский и узкий выступ стены, подобна пилястре, но без базы и капители.
    Луминарий – отверстие в потолке раннехристианского храма.
    Мартирий – тип раннехристианского поминального храма над могилой мученика.
    Мозаика – излюбленная в средние века разновидность монументальной живописи. Изображение выполняется из кусочков цветного стекла — смальты, натуральных камней. Кусочки смальты и камня имеют неправильную форму, свет на них многократно преломляется и отражается под разными углами, создавая волшебное мерцающее сияние, трепещущее в полутьме храма.
    Наос – центральная часть византийского крестово-купольного храма, увенчанная главным куполом.
    Нартекс – пристройка с западной стороны храма, придающая зданию более вытянутую прямоугольную форму. Отделялась от центральной части храма — наоса – стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов.
    Нервюра – ребро дугообразной формы в готических сводах.
    Неф – (от греч. «неус» – корабль) – вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
    Паперть – крыльцо и небольшая площадка (обычно крытые) перед входом в православную церковь.
    Пилястра (лопатка) — конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.
    Подклет — нижний этаж здания.
    Поребрик — декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы.
    Парус – элемент купольной конструкции в форме сферического треугольника. На паруса опирается основной купол.
    Плинфа – плоский кирпич (обычно 40х30х3 см), строительный материал и элемент внешнего декоративного убранства храмов.
    Портал – декоративно оформленный дверной проем здания.
    Портик — галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.
    Придел — небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.
    Притвор – западная часть православного храмов у входа, где по Уставу совершаются некоторые части богослужения и требы (обручение, лития и др.).Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии. Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти — площадки перед входными дверями, на которую ведёт несколько ступеней.
    Ризница – место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников.
    Руст – тесаный камень, лицевая сторона которого оставлена грубо околотой. Рустовка подражает природной фактуре камня, создает впечатление особой прочности и тяжести стены.
    Рустовка — декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней.
    Средокрестие – пересечение центрального нефа крестово-купольного храма с трансептом.
    Травея – пространство нефа под сводом.
    Трансепт – поперечный неф крестово-купольного храма.
    Трапезная — часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди, общественных собраний.
    Фреска – («fresco» – свежий) – техника монументальной живописи водяными красками по сырой, свежей штукатурке. Грунтовка и закрепляющее (связующее) вещество представляют собой одно целое (известь), поэтому краски не осыпаются.
   Техника фрески известна с античных времен. Однако, поверхность античной фрески полировалась горячим воском (смесь фрески с живописью восковыми красками – энкаустикой). Главная трудность фресковой живописи в том, что художник должен начать и закончить работу в тот же день, пока сырая известь не высохла. Если же необходимы поправки, нужно вырезать соответствующую часть известкового слоя и накладывать новый. Техника фрески требует уверенной руки, быстрой работы и совершенно четкого представления о всей композиции в каждой ее части.
    Фронтон – завершение (треугольное или полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
    Хоры – открытая галерея, балкон во втором ярусе храма с западной стороны (или со всех сторон, кроме восточной). Здесь размещались певчие, а также (в католических храмах) орган.
    Шатер — высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.
    Ширинка — прямоугольная впадина в стене.
    Яблоко — шар на завершении купола под крестом.

Помощь в распознавании текстов