Первосвященник
Первосвященник Первое место среди израильского священства принадлежало первосвященнику. Это название мы впервые встречаем в Лев.21.10, евр. «коген-гадол», т.е. великий священник или первосвященник (Чис 35.25 и дал.). Как представитель еврейского священства и как единственное лицо, имеющее право совершать известные священнодействия, кроме тех, которые вообще лежали на обязанности священников, первосвященник должен был отличаться особенною одеждою и являть пример чистой жизни. Кроме тех одежд, которые принадлежали к обыкновенному священническому одеянию, – нижней рубашки, штанов, пояса и тюрбана или кидара, – первосвященник носил особое служебное одеяние, состоявшее из четырех одежд, а именно:
1. верхняя риза голубого цвета, вся тканная с отверстием для головы, без рукавов, обшитая кругом по нижней кайме золотыми колокольчиками и гранатовыми яблоками из голубой, яхонтовой, пурпуровой и червленой шерсти так, что колокольчики и яблоки чередовались (Исх 28.31, 39.22 и дал.); риза была длиною, приблизительно, до колен; поверх этой ризы одевался
2. ефод, состоявший из двух частей – передней и задней, – соединенных на плечах двумя дощечками из камня оникса, на которых были выгравированы имена 12 колен Израилевых, по 6 на каждой. Этот ефод, который был также соткан из нитей священных цветов с вотканными золотыми нитками, стягивался вокруг стана поясом (Исх 28.6, Исх 39.2 и дал.); поверх ефода, на груди, был прикреплен
3. наперсник, из той же искусной ткани, сложенной вдвое в виде кармана, украшенный 12 оправленными в золото драгоценными камнями с выгравированными 12 именами колен Израилевых, по одному на каждом камне, с уримом и туммимом, вложенными в наперсник (Исх 28.15, 39.8 и дал,). См. «Наперсник». Срав. также «Урим и Туммим» и «Драгоценные камни».
4. Тюрбан или кидар напоминал тюрбаны остальных священников, отличались лишь, по сведению Иосифа Флавия, голубым украшением наверху; он был снабжен диадемой, т.е. дощечкой из золота, которая прикреплялась к тюрбану голубым шнурком. На этой дощечке были выгравированы слова: «Святыня Господня» (Исх 28.36, 39.30 и дал.). Все это одеяние, называемое раввинами золотым одеянием, потому что в каждой из его 4 частей было золото, имело в каждой части в отдельности символическое значение. Риза, сотканная из цельной ткани, символизировала законченность, которая свойственна истинному богослужению. Гранатовые яблоки и колокольчики должны были свидетельствовать о том, что откровение Господне укрепляет души, и о том, что слуга Господа обязан свидетельствовать о Нем во всеуслышание. Имена 12 колен Израилевых были выгравированы на драгоценных камнях не только на плечевых украшениях первосвященника, но также и на наперснике, который он носил на груди. Все это указывало на могущество, которое несет тяготы служения на своих плечах (срав. Ис 9.6 «Владычество на раменах Его», Ис 22.22), а также на любовь, которая носит нужды страждущих на сердце своем. Наконец, золотая дощечка, или диадема (Исх 29.6, Исх 39.30, Лев.8.9) своей полной значения надписью «Святыня Господня» свидетельствует о том, что святое звание первосвященника имело силу примирить и изгладить все недостатки приношений, посвящаемых израильтянами (Исх 28.38).
Посвящение первосвященника на служение совершалось посредством тех же обрядов, как и священника вообще: омовением, облачением, помазанием, приношением жертвы за грех, жертвы всесожжения, жертвы посвящения, окроплением кровью и другими обрядами, которые повторялись в течение 7 дней (Исх 29.1, 40.12 и дал., Лев.8.1). Особенным отличием при посвящении первосвященника было то, что св. елей помазания выливался на его голову (Исх 29.1, Лев.8.12, 21.10, 12, срав. Пс 132.2); при посвящении же остальных священников елеем помазывался только лоб (по сведениям раввинов). Вследствие этого обильного возлияния елея, символа высшей меры Духа, первосвященник преимущественно и назывался помазанным священником, по-евр. мессией, по-греч. Христом (Лев.4.3, 5, 16).
Во всех этих, так подробно установленных законом, определениях, проглядывает пророческое указание на Того, Который сделался в свое время Первосвященником вовек, помазанным елеем радости более своих соучастников (Евр 1.9).
Кроме совершения вообще тех же жертвоприношений, что и прочими священниками, были две особенные служебные обязанности, которые принадлежали исключительно первосвященнику: во-первых – в великий день очищения он должен был совершать известные жертвоприношения и входить в Святое Святых для кропления кровью жертвы за грех на крышку ковчега, и сжечь курение (Лев.16.1), причем он должен был быть одетым в особенную белую одежду, названную «священною одеждою» (Лев.16.3–4); во-вторых, в более важных делах испрашивать волю Божию посредством урима и туммима (Чис 27.21, Чис 30.7 и дал.). Кроме того, он должен был начальствовать во время разбора судебных дел, которые решались священниками (Втор 17.8, Втор 19.17, Втор 21.5, Втор 33.8,10, Иез 44.24, Иак 2.7), почему он в позднейшие времена и был председателем синедриона.
В соответствии с такими высокими обязанностями первосвященник должен был соблюдать себя больше, чем другие священники, в отношении личной чистоты и святости. Ему нельзя было прикасаться к телу умершего, обнажать голову и раздирать одежду в знак горя по умершим; он также не мог брать в жены вдову, разведенную или блудницу, но только девицу из своего народа (Лев.21.10 и дал.).
Первосвященник пользовался величайшим уважением среди народа, по крайней мере, в древние времена. Случалось даже, что первосвящелники женились на царских дочерях (2Пар 22.11); см. «Иосавеф». Изредка первосвященники вынуждались обстоятельствами, хотя это первоначально не входило в их обязанности, брать на себя руководство государственными делами, например, Иодай, Хелкия и Иисус, и даже управлять страной, как, например, Илий. Во время Маккавеев первоначальнический сан и княжеское достоинство соединились в одно.
Обязанность, которая, по всей вероятности, не принадлежала одному только первосвященнику, но священникам вообще, была – благословлять народ Божий. См. «Благословение».
Кроме первосвященника, после времени Иосии упоминается священник второй чреды (4Цар 25.18, Иер 52.24, срав. 4Цар 23.4), как стоящий по чину непосредственно за первосвященником, может быть, то же положение, что и надзиратель в доме Господнем (Иер 20.1, Иер 29.25 и дал.); или «начальник при доме Божием», «начальствующий в доме Божием» (2Пар 31.13, Неем 11.11). В Талмуде он называется «саган» или начальник (священник) и является помощником при служении первосвященника. По всей вероятности, это то лицо, которое, по сведению Талмуда, должно было быть готово исполнить обязанности первосвященника в великий день очищения, если тот не будет в состоянии исполнить это сам.
По смерти Аарона должность первосвященника перешла к его потомкам по линии Елеазара (Чис 3.32, Чис 20.28, Втор 10.6, срав. Суд. 20.28). Со времени Илия до Соломона первосвященники были из рода Ифамара, второго сына Аарона, после чего служение вновь перешло к роду Елеазара (срав. 1Цар 2.35, 3Цар 2.35). Во время Маккавеев после Ионафана первосвященники были поставляемы из священнического рода Иоарива (1Мак 2.1, 1Мак 14.35,41), доколе Ирод Великий не предоставил права на это звание вообще священникам. Обыкновенный порядок был таков, что должность первосвященника переходила по наследству, от отца к сыну, и каждый служил до своей смерти. Пример увольнения с этой должности встречается только один раз до плена (3Цар 2.35); но после Сирийского периода это бывало чаще. Последним из упоминаемых в Ветхом Завете первосвященников является Иаддуй, во время Александра Великого (Неем 12.11). Законным возрастом для вступления на эту должность, по преданию было 20 лет (срав. 2Пар 31.17). Однажды эту должность занял 17-летний юноша. Все число первосвященников, от первого – Аарона, – до назначенного во время начала последней иудейской войны Фамниаса (около 68 г. по Р. Хр,), составляло, по Иосифу Флавию, 83 человека. В последнее время, когда быстро менявшиеся властители страны, по политическим причинам, увольняли и назначали первосвященников по своему произволу, случалось, что называли одновременно нескольких первосвященников и были в недоумении, кто из них подлинный. Так объясняется некоторыми то, что в Новом Завете мы иногда читаем о нескольких первосвященниках в одно и то же время (Лк 3.2, Ин 11.49, срав. Ин 18.13). Этим же стараются объяснить недоумение Павла в Деян 23.5. Срав. "Анания 3». Другие предполагают, что первосвященниками в это время называли также лиц, ранее исполнявших эту должность, а также членов их семейств (срав. Деян 4.6), или также начальников 24 чред священников. Во 2Пар 36.14, повидимому, имеется в виду высшее духовенство вообще.
Точный перечень иудейских первосвященников трудно составить вследствие недостаточных и спорных данных. Кроме случайных сведений в более древних книгах Библии, мы находим в 1Пар 6.1,50 и дал. и в Езд 7.1 и дал. родословные линии первосвященников до самого плена, а в Неем 12.10 и дал. продолжение до времени Александра Великого. Другие, расходящиеся с этим, записи даются Иосифом Флавием и пр.
Следующая таблица является одной из многих попыток составления перечня первосвященников, наряду с именами властителей, которые все время управляли страной.
Правители страны: Первосвященники:
Моисеи Иисус Навин Гофониил Авиуд Илии Самуил Саул Давид Соломон Авия Аса Иосафат Иорам Охозия Иоас Амассия Озия Иофам Ахаз Иезекия Манассия Аммон Иосия Иоаким Седекия Евилмеродах Зоровавель (Кир и Дарий) Мордохей? (Ксеркс) Ездра и Неемия (Артаксеркс) Дарий Нот Артаксеркс Мнемон Александр Вел. Ония 1 (Птолемей Сотер и Антигон) Птолемей Сотер Птолемей Филадельф Он же. Птолемей Эвергет Птолемей Филопатр Птолемей Епифан и Антиох Антиох Епифан Он же Дмитрий Александр Балас Симон (Маккавей) Иоанн Гиркан 1 Аристовул 1 Александр Ианней | Аарон Елеазар Финеес Авиуд Илии Ахитув Ахия (Ахимелех?) Садок и Авиафар Азария Иоанан Азария Амария Иодай Он же Он же и Захария ? Азария ? Урий Азария Селлум Селлум Хелкия Азария (?) Сераия (Иседек?) Иисус Иоаким Елиашив (?) Иодай Иоанан или Ионафан Иаддуй Ония 1 Симон Праведный Елеазар Манассия Ония 2 Симон 2 Ония 3 Иисус (Иасон) Ония 4 или Менелай Иоаким или Алким Ионафан, брат Иуды Мак- кавея. Симон (Мак- кавей) Иоанн Гиркан 1 Аристовул 1 Александр Ианней | Королева Александра Аристовул 2 Помпеи Антитатр Пахор Ирод, царь Иудейский Он же, Он же Ирод Великий Он же Он же Он же Архелай Он же Он же Квириний Валерий Грат Он же Он же Он же Вителлий Он же Ирод Агриппа Он же Он же Ирод из Халкиса Он же Он же Он же Он же Он же Иисус, сын Гамалиила по избранию народа. Он же Фанниас, сын Самуила избранный посредством жребия | Гиркан 2 Аристовул 2 Гиркан Гиркан 2 Анигон Ананеел Аристовул (последн. из Маккавеев), (умерщвлен Иродом. Ананеел, вто- рично назна- ченный. Иисус, сын Фабия. Симон, тесть Ирода Матфий Иоадзар Елеазар Иисус, сын Сиаса. Иоадзар (во вто- рой раз). Анна Измаил Елеазар Симон Иосиф или Каиафа, (который допрашивал Христа). Ионафан Феофил (от которого Павел взял письмо в Дамаск; Деян 9). Симон Матфий Елианей Иосиф. Анания (при котором допрашивался Павел, Дeян. 23). Ионафан Измаил Иосиф Анан Иисус, сын Гамалиила Матфий, сын Феофила Фанниас, сын Самуила |
Последний в этой длинной цепи первосвященников, который был избран партией необузданных зилотов, описывается Иосифом Флавием следующим образом: «Имя ему было Фанниас, сын Самуила, из селения Афты; он не только не был из первосвященнического рода, но даже был настолько невежествен, что едва понимал, что значит первосвященническая должность. Несмотря на это, его, против его воли, вытащили из деревни, принудили выступить в этой роли, точно как в театре: одели на него священные одежды и научили, как поступать. Это ужасное нечестие, которое для них было лишь веселой шуткой, стало для остальных священников поводом для вздохов и плача, когда они издали наблюдали, как их закон стал предметом хулы, и как святыню втоптали в прах. Огонь и меч римлян скоро положил конец и храму и священству. Так постыдно кончилась эта длинная цепь первосвященников, которая тянулась почти непрерывно около 16 столетий. Египетская, ассирийская, вавилонская, греческая и римская мировые державы, возвышение которых, одну за другою, наблюдали еврейские первосвященники, все, кроме последней, поблекли и исчезли, – и тогда последний преемник Аарона лишился своего святого одеяния, и храм, где он служил, был сравнен с землей с тем, чтобы никогда не быть восстановленным. Но это совершилось лишь тогда, когда истинный Первосвященник и Царь Израилев, Священнодействователь святилища и скинии истинной (Евр 8.2), принесший единую и навсегда действительную жертву, занял Свое место одесную Величества на небесах, нося на Своей груди право суда и устроения царства Своего искупленного народа и вовек пребывая Первосвященником Вечного Святилища.