Л.П. Клименко

Источник

Милость и истина

Милость и истина – Сын Божий: Посла Бог милость Свою и избави душу мою от среды скимнов (Пс.56:4). Осуществленная милость и ипостасная истина есть Сын, ибо, помиловав нас погибавших, Сын сделался человеком, который Сам сказал: «Аз есмь истина» (Ин.14:6). Афанасий Великий говорит: Милость и Истина Отца есть Сын. Эту мысль разделяют Дидим и Евсевий (ЗТП. 343).

– деятельная и созерцательная добродетель; милостивые и истинные; учение догматов и Божественная благодать; благодать и слава: Яко милость и истину любит Господь Бог, благодать и славу даст (Пс.83:11). По изъяснению Зигабена, пророк Давид говорит здесь, что Бог любит милость и истину, где «милостыня» есть вид деятельной добродетели. А если Бог любит милостыню и истину, то явно, что любит и упражняющихся в этих добродетелях, иначе сказать: милостивых и истинных, так как и Бог есть весь милость и истина (ЗТП. 47). Феодорит толкует «милость и истину» как великое и обильное подаяние истины, учение благих догматов, Божественную благодать Всесвятого Духа, истекающих из Божественных оград, то есть Церквей Божиих (ФТП. 404). Ириней отождествляет «милость и истину» с «благодатью и славою» (ИТП. 62).

– два естества Христа: Божественное и человеческое; различного рода блага; милостивое отношение и благочестие; верность Бога: Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася (Пс.84:11). Некоторые толковники полагают, что в этом стихе исчисляются те добродетели, которые явились во Христе, именно, что в Нем сошлись милость и истина. Милость Христос показал в исцелении больных, а истину в учении и проповеди. Но лучше сказать, что «милость» есть Божественное естество, как имеющее власть отпускать грехи и исцелять болезни. «Истина» же есть человеческое естество, потому что, как сказано, «не обретеся лесть во устах Его», и потому что по справедливости Он только один сохранил достоинство человеческой природы, и потому истинный человек, а не призрак (ЗТП. 50). Ириней полагает, что этими словами с помощью приема синекдохи пророк обозначает «истинное благополучие, или всякого рода благая, от Бога происходящая» (ИТП. 68). Лопухин предлагает иное толкование. «Милость» – это милостивое отношение Бога к евреям, «истина» – благочестиво-покаянное и деятельное возрождение еврейского народа, или «истина» – это верность Бога Своим обетованиям об освобождении евреев из плена (ЛТБ. 300).

– милосердие и исполнение обетований; истинное милосердие; помилование и истинное учение веры; Божественная милость и истина обличений: Милость и истина предъидет пред лицем Твоим (Пс.88:15). Предлагается несколько толкований: «милостью» пророк называет милосердие, а «истиною» исполнение Богом обещания Его. По свойству еврейского языка, имя существительное может употребляться вместо имени прилагательного, как-то: милость и истина – истинная милость, правда и суд – праведный суд. Можно иначе: «милость и истина» пойдут перед Богом («пред лицем Его»), потому что никто не может стоять пред лицем Божиим, то есть в познании Его, если не будет прежде помилован и не присоединится к истинному учению веры, ибо милость и истина предшествуют таковому познанию. Некоторые толковники относят эти слова к будущему Суду, понимая так: Ты, Господи, праведнейший Судия, и на Суде Твоем истине предшествует милость, поскольку никто не может устоять перед истиною обличений Божиих, если не растворит ее Божественною милостию. Кратко и выразительно говорит об этом Евсевий: правде и Суду предходят милость и истина, ибо правда требует милости для смягчения наказания, иначе ни один человек не устоит перед строгостью правды (ЗТП. 70). Феодорит под «истиною» понимает истинность обетований Божиих, которые вместе с милостью даны прежде за много родов (ФТП. 424).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle