Правда
Правда – воздаяние за добродетели: И правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его творити я (Пс.102:18). Правдою Божиею царепророк Давид здесь называет «воздаяние за подвиги в добродетели». Е. Зигабен соглашается с таким переводом Симмаха и изъясняет так: «Правда Божия пребывает всегда и дается непрерывно сынам своим, и следовательно простирается в роды родов до самого будущего века». Воздаяние дается «хранящим завет заповедей Его, который завещал Бог благодатным сынам своим». Это есть завет и воздаяние (ЗТП. 146).
– милостыня, праведность: Блаженны хранящии суд и творящии правду во всякое время (Пс.105:3). Один из толковников вместо «правда» перевел «милостыня», ибо и того, и другого преимущественно требует Бог: и хранения правды, и оказывания человеколюбия. По мнению Феодорита, ц. Давид ублажает не того, кто однажды поступил праведно, но того, кто всегда и непрестанно поступает так (ЗТП. 173).
– оправдывающая добродетель; милостыня: Слава и богатство в дому его; и правда его пребывает в век века (Пс.111:3). Правдой называет «оправдывающую добродетель», которая покрывает грехи и «пребудет нетленною в жизнь вечную, сопровождая его (т. е. человека) туда по смерти» (ЗТП. 214). Златоуст под «правдою» разумеет милостыню.
– воздаяние и награда; добродетель: Расточи, даде убогим, правда его пребывает во век века (Пс.111:9). По изъяснению Златоуста, правда милостивого – воздаяние и награда его, которая пребывает вечно. Или иначе: правдою здесь называется добродетель, доставляемая милостынею, которая попадает в руки Божии и является вечною (ЗТП. 217).
– праведность служения Богу; добродетели: Священницы Твои облекутся правдою, и преподобнии Твои возрадуются (Пс.131:9). Давид говорит: когда построится Иерусалимский храм, священники облекутся, как одеждою, праведностью богослужения, или всякою правдою, т. е. добродетелью, служа Тебе как Богу и живя богоугодно (ЗТП. 330).