Л.П. Клименко

Источник

Бездна

Бездна – великость несчастий; Божественная Мудрость; познание; Господь; судьбы Божии; множество грехов и мучений; древнее и новое Писание; масса воды; сила переживаний: Бездна бездну призывает во гласе хлябий Твоих (Пс.41:8). Бездною Давид называет великость несчастий, приключившихся с ним: одна, говорит, глубокая скорбь призывает к себе другую глубокую скорбь. Богоносный Максим толкует это выражение в созерцательном смысле: Всякий созерцающий ум по причине множества мыслей подобен бездне, потому что, пройдя украшение мира и достигнув страны умных существ (бестелесных), по вере возвысившись над великолепием сих, он останавливается в себе самом недвижимо и призывает к себе Божественную Мудрость – истинно бездну по отношению к знанию, чтобы она подала ему голос Божественных низриновений, прося о даровании некоего явления веры, к разумению образов и видов Промысла Божия о вселенной. Григорий Богослов слова «Бездна бездну призывает» принимает в отношении к познанию. По мнению Никиты Пафлагона, Господь, будучи бездна, призывает Отца, чтобы дал для народов голос мудрости «потокам своим» – служителям Евангелия, которые, как реки, вытекая из бездн Божиих, подавали бы голос истинной мудрости наподобие непрестанного и живого источника. Быть может, и в судьбах Божиих находится бездна великая, ибо сии судьбы связаны с другими судьбами. Блаженный Августин разумеет три бездны: одну – безмерное множество грехов, вторую – бесконечные и бесчисленные мучения, которых причиною грехи, и третью – непостижимые судьбы Божии. Итак, бездна бездну призывает голосом низвержений своих; ибо бездна греховная есть причина бездны наказаний, которую предвозвещают суды Божии. И бездна судов Божиих выше человека; бездна греховная – внутри человека, а бездна казни – внутри под человеком. Почему блаженный отец боится и трепещет, дабы бездна судов Божиих, которая выше его, не полилась на находящуюся в ней бездну греховную и не потопила ее и его вместе с нею в бездне наказаний. Е. Зигабен считает, что можно толковать и иначе, в том смысле, что бездна, или множество наших грехов, призывает к себе бездну, или безмерное множество Твоих щедрот, Господи, чтобы слышим был для нас голос Твоих проповедей через апостолов. Кроме того, он же допускает, что сказанное в псаломском стихе можно понимать и в высшем смысле. Бездна есть древнее Писание, по причине содержащихся в нем глубоких тайных мыслей. Поэтому новое Писание призывает к себе древнее по голосу «низриновений», или пророков. Новое призывает к себе древнее во свидетельство, чтобы показало неверным, что пророки предсказали о Христе (ЗТП. 258–259).

«Бездна бездну призывает» – за одной массой воды, за одним грозным потоком (от таяния снега на вершине горы Ермон) устремляется другой. Этим сравнением псалмопевец хотел обозначить силу и стремительность переживаемых им настоящих бедствий изгнания (ТБЛ, I, 218).

В псалме 32:7: Полагаяй в сокровищах бездны их – слово «бездны» Василий Великий изъясняет в высшем смысле: не называются ли безднами определения суда Божия, как неизъяснимые и непостижимые для умов человеческих, так как в одном знании Божием сокрыты суды всех распоряжений Его? Что суды в рассуждении каждого названы бездною, это видно из следующих слов: Суды Твои – бездна великая. Суды Божии – бездна, и в сокровищах Божиих заключено то, что непостижимо для кого-либо. Исихий безднами называет множество вод, заключенных Творцом в тайных местах под землею (ЗТП. 192).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle