Л.П. Клименко

Источник

Правда

Правда – всякая добродетель: Принесите жертву правды и уповайте на Господа (Пс.4:6). Под «правдою» должно разуметь не в собственном смысле правду, а вообще всякую добродетель (ЗТП. 26).

– всякий праведный поступок: Господи, кто обитает в жилище Твоем, или кто вселится во святую гору Твою? Ходяй непорочен и делаяй правду (Пс.14:1–2). Так как жизнь деятельная слишком разнообразна в своих проявлениях, то пророк назвал ее здесь вообще «правдою», так как правда проникает все добродетели. Правда же есть всякий праведный поступок. Сказавши сначала вообще о правде, пророк показывает далее в частности, в чем она должна состоять (ЗТП. 80).

– праведность во Христе; закон Божий: Господи, настави мя правдою Твоею (Пс.5:9). Руководи, говорит пророк, меня через Твоего Сына, Который, по апостолу, есть праведность и освящение и искупление наше (1Кор.1:30), – и в Твоем законе, который составляет праведность человеческую (ЗТП. 30).

– расположение к правде; праведность; право; справедливость; невинность: Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых (Пс.16:1). Обращаясь к Богу, пророк говорит: Услышь, Господи, взывающее к Тебе мое душевное расположение к правде, которое взывает к Тебе не словами, но самыми делами. Или же, быть может, пророк называет здесь «правдою» как бы некоторое свое право, опираясь на которое он желает быть судимым и которое вследствие этого самого полагает в основание своего судебного процесса. Возможно, что имеется в виду правда, праведность пророка и царя Давида (ЗТП. 87–88). Другой толковник выражение «правду мою» понимает как «мою справедливость, мою невинность пред Тобою и людьми в переживаемых бедствиях» (ТБЛ. I. 169).

– внутренняя чистота: И воздаст ми Господь по правде моей (Пс.17:21). Выражение «воздал Господь по правде моей» толковник понимает как «по моей внутренней чистоте, чистоте мыслей и побуждений» (ТБЛ. I. 172).

– справедливость; Христова истина: Да возрадуются и возвеселятся хотящие правды моей! (Пс.34:27). Пусть, говорит царь Давид, возвеселятся те, которые желают, чтобы воздана была мне справедливость. А справедливость моя состоит в том, чтобы не враждовали против меня напрасно, а вместо того берегли бы и любили ныне враждующие против меня, так как я тысячекратно благодетельствовал им. По изъяснению свт. Кирилла, «желающие правды» – это желающие не бывшей в законе правды, ибо она не беспорочна, но – совершеннейшей правды во Христе, подаваемой Христом от Бога и Отца (ЗТП. 212).

– праведный суд Христа: И язык мой поучится правде Твоей (Пс.34:28). По изъяснению толковника, правда Господа есть праведный Суд Его (ЗТП. 213). С дополнением нового значения «правда» – «праведный суд; жизнь» – это слово употреблено в псалме 36:6: И изведет, яко свет, правду Твою. И судьбу Твою, яко полудне. Как полагает толковник, под «правдою» здесь должно разуметь праведный суд: Бог, говорит, произведет о тебе, человек, праведный суд, блистательный пред всеми людьми, как свет. Ибо Отец твой, видящий втайне, воздаст тебе явно (Мф.6:4). Или – выставит открыто добродетель твою, объявляя о ней людям, как о чистом свете, в свое время. Или под «судом» (правдою) он разумеет здесь жизнь: Бог, говорит, объявит перед всеми жизнь твою, которую ты избрал и предпочел, как полдень, потому что полдень всем известен по своей светлости (ЗТП. 220).

– Евангелие: Благовестих правду в церкви велицей... Правду Твою не скрых в сердце моем (Пс.39:10–11). «Правдою» здесь Давид называет Евангелие, как оправдывающее верующих в оное и хранящих заповеди его. Евангелие праведно потому, что призывает ко спасению не того или другого, но равно всех (ЗТП. 246).

– благодеяние: Правды исполнь десница Твоя (Пс.47:11). По толкованию Златоуста, этими словами пророк показывает, что получившие благодеяния получали их не по достоинству своему, но по Его Существу. Ибо в этом состоит Сущность Его; Он радуется о правде, увеселяется человеколюбием. Это – Его дело. Ему свойственно благотворить, как солнцу светить (ЗТП. 295).

– оправдание, отпущение грехов: Возрадуется язык правде Твоей (Пс.50:16). В этом стихе «правдою» пророк называет самое оправдание, дарованное ему Богом, т. е. освобождение от греха, ибо получивший прощение или освобождение считается уже оправданным. В стихе выражена радость и хвала Богу со стороны Давида в надежде получения от Бога отпущения его грехов (ЗТП. 315).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle