Л.П. Клименко

Источник

Убогие

Убогие – природа человеческая, находившаяся под владычеством демонов; древние пророки: Не забы звания убогих (Пс.9:13). Когда природа человеческая находилась под владычеством невидимых врагов наших, она казалась в то время как бы вопиющей к своему Творцу. Этот вопль она подавала по причине того тяжелого положения или убожества, в каком она находилась. Или, быть может, здесь содержится и указание на то, как древние пророки воспевали таинство вочеловечения Божия, взывали к Богу, призывая в помощь себе имеющего вочеловечиться Господа. Они «убогими» или «бедными» могут быть названы очень кстати по причине некоторой скудости и незначительности того круга добрых дел, которые они почитали таковыми. И Бог не забыл этого вопля или звания их (ЗТП. 55).

– пророки; убогие люди: Желание убогих услышал еси, Господи, уготованию сердца их внят ухо Твое (Пс.9:17). Толковник полагает, что приведенный стих есть образ тех молитвенных восклицаний, с которыми убогие обращаются к Богу. Или, быть может, эти слова сказаны для того, чтобы показать желание сердца пророков, которые молились о вочеловечении Спасителя (ЗТП. 64).

– язычники: Терпение убогих не погибнет до конца (Пс.9:19). «Убогими» пророк называет здесь язычников, терпение или ожидание которых, говорит он, не до конца будет напрасным (ЗТП. 57).

– угнетенные евреи: Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца (Пс.9:33). Как полагает толковник, Давид молит Бога восстать на защиту угнетенных от идумеян евреев, чтобы покарать высокомерие врага (ТБЛ. I. 160).

– нищие в благочестии и добродетели; язычники; не имеющие материальных богатств; христиане: Ядят убозии и насытятся. И восхвалят Господа взыскающие Его (Пс.21:27). По толкованию Феодорита, будут есть язычники, бывшие нищими в благочестии и добродетели, или нищие в человеческом богатстве истинные христиане, ибо они нестяжательны и бедны. Они едят духовную пищу евангельского учения, как питающую и растящую душу. Или можно понимать и иначе: что верующие едят Тело Христово, с которым вместе принимается и Кровь, и что они исполнятся Духа Святого и будут прославлять Бога вокруг Святой Трапезы. Почему слова эти суть пророчество не только о евангельском учении, но и о Таинственной Трапезе животворящего хлеба и вина, как говорит Феодорит (ЗТП. 136–137).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle