Л.П. Клименко

Источник

Грешники

Грешники – демоны, злые духи; страсти: Яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от Лица Божия (Пс.67:3). По словам Афанасия Великого, «грешниками» Давид называет здесь демонов. Злые духи называются грешниками потому, что первые породили грех и сделались наставниками в этом для людей. Григорий Нисский иначе изъясняет: если на кого-либо снидет Божественная благодать и помощь, господствовавшие в нем страсти тотчас обращаются в ничто, ибо страсти не действуют при бесстрастии (ЗТП. 393).

– демоны и враги благочестивого человека; нечестивые и отверженные люди: Обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши (Пс.90:8). Стрелы врагов, – говорит пророк, – не приблизятся к человеку, живущему в помощи Божией; и если позришь духовными очами, увидишь наказание, которое имеют получить от Бога грешники, то есть демоны и враждующие против тебя люди (ЗТП. 88). По словам Иринея, Бог, как праведный Судия, нечестивых и отверженных людей накажет по их заслугам, а верных рабов Своих сохранит. Эти слова говорятся духовно зрящим людям, которые озарены истинным светом веры, которые не спешат своим судом, но, прилежно рассматривая и вникая в суды Божии, с терпением и в молчании ожидают их последствия. Бог, по большей части, отлагает суды Свои до дня полного откровения, и это должно знать, чтобы скоропоспешно- стью своею не потерять всего, следуя «мудрованию плоти» (ИТП. 119–120).

– не разумеющие Таинства Христова; несмысленные; нечестивые; страстные помыслы: Внегда прозябóша грешницы, яко трава, и проникоша вси делающии беззаконие, яко да потребятся в век века (Пс.91:8). По изъяснению Кирилла и Афанасия Великого, не разумеющие Таинства Христова будут как трава, то есть не будут иметь глубины, и потому скоро таковые падут и засохнут (ЗТП. 93). По словам Дорофея, «грешницы, прозябающие яко трава» суть страстные помыслы, они подобны слабой траве, не имеющей глубины и силы. И когда страсти делаются явными для подвизающихся, тогда они навсегда уничтожаются ими («потребятся в век века», АфТП. 324). Феодрит относит имя «грешницы» к несмысленным нечестивым людям, которые хотя подобно траве процвели на время, но кончат вечной погибелью (ФТП. 443).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle