Л.П. Клименко

Источник

Истина Божия

Истина Божия – правда; Святый Дух; Пресвятая Троица: Отвратит злая врагом моим. Истиною Твоею потреби их (Пс.53:7). «Истиною» Давид называет здесь правду. И говорит, что поскольку истина уничтожает ложь, поэтому Ты, Господи, как истинный, истреби их, как лжецов. Потому что зифеяне оказались лжецами, обманщиками в дружбе с Давидом. И сам Саул, часто говоривший, что не будет злоумышлять против Давида, оказался лжецом в словах своих. По Феодориту, «истиною» Давид называет здесь Святаго Духа, как и Бога некто назвал Отцем, а Господа – Сыном, так что этими словами Давид загадочно указывает на Святую Троицу (ЗТП. 327).

– Христос: Яко возвеличися до небес милость Твоя и даже до облак истина Твоя (Пс.56:11). Святой Кирилл так изъясняет. Велика и высока милость Бога и Отца, и как бы восходящая до небес. Высока также и как бы стоящая на облаках истина, то есть Христос, видимый везде и для всех. «Он хотя, как Бог, имеет одно соседение со Своим Отцем, но соприсущен и нам посредством Святаго Духа и пребывает с нами во все дни до скончания века» (ЗТП. 345).

– обетования Бога о рождении Христа и восстановлении Церкви; Христос: В род и род возвещу истину Твою усты моими (Пс.88:1). Под «истиной Божией» Давид разумеет истинные (неложные) обещания Бога, данные ему через пророческий дух и через пророка Нафана. Как изъясняет Феодорит, царь Давид, видя, что в честь лжеименных богов сооружены капища, а единому Кивоту Божию не воздано чести, дал обет создать Божественный храм. Бог в награду за это дает царю Давиду обетование от чресл его уготовить Себе словесный Храм, а через Него соделать спасение всех людей, и даровать ему нескончаемое царство. Как сказано выше, эти обетования Бог изрек Давиду через пророка Нафана (2Цар.7:11). По словам Афанасия Великого, Истина Отца есть Сын, имя Которого в роды и роды святые произносят устами своими (ЗТП. 65). Ириней считает, что царь Давид, уповая на Божие обетования, не сомневался в восстановлении Церкви и о том прилежно молился (ИТП. 89).

– Христос: Оружием обыдет тя истина его (Пс.90:4). Истина Отца есть Христос, как Сам Он сказал: «Видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9) (ЗТП. 86).

– непогрешимость Бога; Христос: Возвещати заутра милость Твою, и истину Твою на всяку нощь (Пс.91:3). Под «истиною Божиею» здесь понимается непогрешимость Божия. Ее-то мы должны возвещать, то есть помнить, во время ночи, ибо тогда наиболее побуждаемся к плотским удовольствиям и злым намерениям. Память о непогрешимости Бога должна удержать нас от таких склонностей. Кирилл и Евсевий относят эти слова ко Христу, Который есть Истина Бога, Его-то и следует проповедовать и возвещать всегда: днем и ночью (ЗТП. 92).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle