Источник

Седьмое прошение молитвы

«Но избави нас от лукаваго». (Мф. 6:13).

Тексты

«Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать» (Иов. 2:10).

«Человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремлятся вверх». (Иов. 5:7).

«Вот Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его». (Иов. 13:15).

«Взывают праведные, и Господь слышит и от всех скорбей их избавляет их. Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. Много скорбей у праведного и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится». (Пс. 33:18–21).

«Бог для нас – Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти». (Пс. 67:21).

«Сеявшие со слезами будут пожинать с радостию. С плачем несущий семена возвратится с радостию неся снопы свои». (Пс. 125: 5–6).

«Сын мой! надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой. Наказания Господня, сын мой, не отвергай и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к нему, как отец к сыну своему». (Притч. 3:5, 11, 12).

«Сомневающийся (в услышании Богом молитвы) подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает та-

кой человек получить что-либо от Господа». (Иак. 1:6–7).

«Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемаго, не чуждайтесь, как приключения для вас странного. Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтеся, да в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Только бы кто не пострадал из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдитесь, но прославляйте Бога за такую участь». (1Пет. 4:12–13, 15–16).

«Если Бог за нас, то кто против нас?» (Рим. 8:31).

«Избавит меня Господь от всякого злаго дела и сохранит для Своего небесного царства». (2Тим. 4:18).

«Если вы терпите наказание, то Бог поступает сь вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Всякое наказание в настоящее время кажется не радостию, а печалию; но после наученым чрез него доставляет мирный плод праведности». (Евр. 12:7, 11).

Изречения

«Нероны, Диоклетианы и Деции тиранствовали не всегда, но сатана никогда не прекращает преследовать тех, которые вступили в борьбу с ним. Вероятно, в будущем настанут времена, когда не будет пресле-

дований. Но никогда не будет недостатка в борьбе и страданиях, которыми праведники видимо и осязательно прославят Господа. Нет палачей и разбойников, но всегда есть злые похоти, которые ежедневно дают повод к мученичеству». (Свм. Киприан Карфагенский).

«Если верно уставить весы и взвесить все, что в жизни приятного и что прискорбного, то одна чаша до верха нагруженная злом, пойдет к земле, а другая с благами жизни побежит вверх». (Златоуст).

«Если бы возможно было все мировое горе положить на одну чашку весов, а все грехи мира на другую, то стрелка весов, наверное, стала бы неподвижно. Когда всмотришься в человеческую негодность и остановишься в ужасе пред нею, нужно тотчас бросить взгляд на бедствия человеческого существования и, наоборот, если придешь в ужас от последних нужно обратить внимание на негодность людей; тогда найдем, что они взаимно уравновешиваются, и постигнем вечное правосудие». (Шопенгауер).

«Если ты чем-нибудь мирским встревожен или разстроен, то вспомни, что тебе придется умереть, и тогда то, что тебе раньше казалось важным несчастием и волновало тебя, станет в твоих глазах ничтожной неприятностью, о которой не стоит и безпокоиться». (Эпиктет).

«Когда придет тревога, ухватись за Бога. Кто на море не бывал, тот до сыта Богу не маливался. Никто не может, так Бог поможет» (Пословицы).

Бог благ. Но я не умею примирить Его доброты с существованием зла и наказания. Что из того? Христос говорит, что Бог благ, и я верю. Ибо кто – Христос и кто – я, чтобы предпочитать словам Христа свое мнение, да еще в таком деле, как вопрос о Боге. Почему Бог не исправляет зла? Да Он исправляет, и мною для этого желает воспользоваться. В том Евангелие. Оно не всегда удовлетворяет моему любопытству, но ставит меня на дело.

Радость на земле произростает только в борозде, проведенной скорбью или трудом. Искатели радостей! учитесь терпеть и трудиться!

Безпримесная радость не дана никому. Каждое сердце имеет свою скорбь, каждый день свое горе, каждый дом свой крест.

Страдания праведных – весенние .заморозки, – предвестники тепла. Страдания грешных – осенние морозы, предтечи зимней стужи.

«Лучше страдать брюхом, нежели духом». (Пословица).

«Только сухие листья легко уносятся ветром». (Послов.).

«Пройди до Кракова, – беда одинакова». (Пословица).

«Не выросла та яблонька, чтобы ее черви не точили».

«Беда не спит, а по людям ходит». (Пословица).

«Силен враг, да милостив Бог». (Посл.).

«Люта зима, да сладок рай». (Посл.).

«Кто без крестов, тот не Христов». (Посл.).

«Добродетели рождаются обыкновенно от страданий и безчестия; так, напротив, пороки – от наслаждения и тщеславия». (Марк Подвижник).

«Иногда посылается болезнь для очищения от согрешений; иногда же, – чтобы смирить везнесшуюся мысль». (Иоанн Лествичник).

«На напасть – не напрясть». (Посл. ХVIII в.). Есть люди, похожие на ласточек, которые в дурную погоду летают низко, а в хорошую – высоко.

«Когда случится и небольшое несчастие, тотчас падаем духом и обращаемся к человеческим утешениям». (Фома Кемпийский).

«Кто не изнемогает верою под ударами несчастия, тот несет истинный крест». (Иннокентий, а. Херс.).

«Бедствие человека непорочного (относительно) и доброго есть одна из трудных загадок, какия предлагает вселенная человеку размышляющему» (Филарет, м – т М.).

Можно ли молиться от бед, когда беды – не без воли Божией?

Не только можно, но и должно. «Молитеся, учил Спаситель, да не внидете в напаст». И Сам Он молился пред страстями Своими. Посмотрите на детей: когда им грозит опасность, они бросаются к матери, ищут спасения в ее объятиях. Так и ты, христианин, в минугу скорби и искушений спеши под покров святой матери Церкви, в ее объятиях ищи помощи и утешения.

Облако заслоняет солнце, но не уничтожает его.

Человек может избежать тех несчастий, которые посылаются ему Богом, но от тех несчастий, которые он сам себе причиняет дурною жизнию, нет спасения.

«Никакое горе не так велико, как страх перед ним». (Гокке).

«И благополучие может быть опаснее бедствия, и бедствие – спасительнее благополучия. Не завидуй же благополучию и не унывай в бедствии». (Филарет, м – т М.).

Ксенофонт влагает в уста Гобрию очень важную мысль, подтверждаемую опытом что труднее найти людей, которые бы успешно выдерживали счастие, нежели таких, которые бы доблестно терпели несчастие. Также Гораций сказал: «учись переносить большое счастие». Цензор М. Катон в речи за Родосцев высказал: «несчастие научает, что должно делать, а счастие своею радостию обыкновенно отвлекает человека от правильного суждения и понимания вещей». И правда: благоприятная судьба повредила многим, которых не могла поколебать участь злополучная.

Примеры

Безопасность и спокойствие. Как утопающий с поспешностью хватается за ветку дерева и получает надежду на спасение, хотя еще страх царит, в его душе; так душа, призвавшая Христа в дни скорби и отчаяния, получает надежду на спасение, хотя еще не имеет полного мира.

Безопасность и спокойствие вещи разные. Чрез прикосновение веры ко Христу душа человеческая получает безопасность, хотя она еще не скоро успокаивается. Как утопающий, ухватившийся за крепкую ветвь дерева, может промокнуть и озябнуть, но не утонет, так и душа, пришедшая к Христу, может трепетать от страха и сжиматься от уныния, но осуждена она не будет. Не все христиане в борьбе с невзгодами мира имеют мужество апостолов и мучеников.

Украшение и укрепление христианина. Если христианин хочет оградить себя от всяческих бед, то должен принять за образец три сердца из Ветхого Завета, и три из Нового. Из Ветхого Завета образцовое сердце имел патриарх Иаков, всю ночь боровшийся с Небожителем и по утру сказавший Ему: «не отпущу Тебя, доколе не благословишь меня». Другое, достойное подражания, сердце, сердце Иова, который, лишившись имущества и здоровья, Воскликнул: «наг я вышел из чрева матери, наг и отыду: «Господь дал, Господь и взял; да будет благословенно имя Господне!» Третье вь Ветхом Завете сердце – сердце Асафа, который говорит в 72-м псалме: мне прилеплятися Богови благо есть, полагати на Господа упование спасения моего».

Из Нового Завета обращают внимание: сердце родителя лунатика, со слезами вопиявшего ко Христу: «верую, Господи, помоги моему неверию!» Сердце мытаря, ударявшего себя в грудь и взывавшего с верою и раскаянием: «Боже, милостив буди мне грешному!» Сердце старца Симеона, приявшего Спасителя на руки и воскликнувшаго: «Владыко! ныне Ты отпускаешь раба Твоего с миром, ибо видели очи мои спасение Твое!»

Укрепляй себя. Кто строит дом, тот не делает попытки предотвратить возможность бури и дождя, но заботится, чтобы дом в состоянии был без вреда выносить и дожди, и бури. Кто строит корабль, делает это не с чувством страха за предстоящия этому кораблю морския волнения, но с чувством уверенности, что его корабль устоит перед бурей. Человек, заботящийся о своем теле, не считает возможным избечь всякой перемены погоды – холода, жары или сырости, но он запасается хорошей одеждой, чтобы эти перемены погоды были для него безвредны.

Так должны поступать и христиане: они должны не избегать страданий за Христа, но переносить их стойко и спокойно. В жизни христианина неизбежны бури и перемена погоды, поэтому нужно нам озаботиться, чтобы дом нашего спасения был построен на скале, чтобы Христос был кормчий нашего корабля, чтобы данная Им при нашем крещении одежда охраняла нас при всех переменах нашей жизни – при палящем зное счастья и при холоде невзгод.

Нам нужно поучиться мудрости у той жены в Притчах, которая «не боится стужи для семьи своей, потомучто вся семья ее одета в двойные одежды». (Притч. 31:21). Труд и борьба ожидают тебя: будь готов к ним заранее.

Надеяние на отца. Естествоиспытатель усмотрел на горном утесе редкое растение. Он предлагает мальчику, носившему его вещи, хорошее вознаграждение, если он сорвет для него это растение, спустившись для этого на веревке. «Веревку я буду держать крепко и тебе не будет опасности сорваться», убеждает естествоиспытатель. Но мальчик колеблется. Наконец, он с живостью восклицает: «постойте, я позову отца; он подержит веревку, пока я буду рвать растение».

Другой пример. На корабле тревога и смятение по случаю, бури. Спокоен только один мальчик.

– Отчего ты такой смелый? – спрашивают пассажиры мальчика.

– Оттого, отвечает мальчик, что мой отец управляет кораблем.

Урок о вере. Учитель разсказывал детям о рождестве Спасителя. При этом он пожелал выяснить детям, что такое вера и почему не все веруют и получают спасение. Он поднял свои карманные часы и сказал: «кто желает получить эти часы, подходи, я подарю». С удивлением дети глядели друг на друга, но не вставали с места. Наконец, маленькая девочка, собственная дочь учителя, подошла, протянула руку и получила часы. Учитель тогда сказал: «вот каковы люди. Небесный Отец делает нам величайшее предложение. Он так нас возлюбил, что даровал нам единородного Сына. Но кто верит великому дару Бога? Немногие. Вот и вы не поверили моему предложению, думали, что это «не взаправду». Так мы относимся к Богу. Мы имеем насчет его обещаний много сомнений и холодны к его дарам.

Страдания добрых. Слуга помесячно или понедельно получает жалованье, но наследник за свои труды ничего не получает, потому что все имение будет принадлежать ему. Потерявший надежду на получение жалования слуга оставляет службу, но наследник старается привести в порядок разстроенное имение.

Печален приговор, который Христос изрек о ищущих награды здесь, на земле: «Истинно говорю вам: они уже получают награду свою». (Мф. 6:2, Мф. 6:5). Они рабы, получившие плату за труд: на что им больше надеяться?

Но пример сыновнего служения показал нам Сам Христос, потерпевший здесь за все свои труды поношение и крест, и ожидающий полной награды при вторичном своем пришествии.

Служа делу Господа, мы поистине служим самим себе, потому что мы участники этого великого дела.

Бодрость в скорбях. «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах». (Пс. 45:2). Помощь, неготовая в нужное время, малоценна. Якорь, оставленный дома, не поможет моряку в бурный день. Прожитые деньги не имеют значения для должника, когда его влекут в суд. Вообще, земные помощники – редко своевременны, скоры на помощь. С тоскою их ищут и не находят их в час нужды.

Но Господь скоро открывается ищущим и готов на помощь по первому зову.

Он ближе к нам, чем ближайший друг, потому что Он – в нас. Ближе чем, сами мы для себя, потому что мы нередко утрачиваем присутствие духа. Всецело придем к Нему в бедах, положимся на Него. Он – убежище и избавление. В Нем укроемся, от Него получим силу, на Нем утвердимся, в Нем найдем успокоение.

К чему забота? Зачем страх? Господи сил с нами, Бог Иакова – наша опора!

В чем спасение? «Аз к Богу воззвах и Господь услыша мя». (Пс. 54:17). Буду молиться. Что лучшего могу я сделать? Преданный, оставленный, унывающий, обманувшийся в надеждах – к Тебе буду взывать: о Господи! Не к утешению ли ведешь Ты мя чрез эти непосильные страдания? Верую что Ты спасешь меня.

Ты и никто иной. Не хочу других избавителей и не доверяюсь руце человека. К Тебе буду взывать утром, в полдень и вечером.

Образ спасения мне не ведом. Знаю только, что способ спасения будет избран мудрейший, наилучший, надежнейший. Тот, Кто назвал себя «Сый», изведет меня из всех скорбей; хотя бы смерть наведалась ко мне и за ней все тайны вечности, Господь услышит меня и спасет меня.

Упование в лишениях. Одного благочестивого крестьянина в Померании посещали беда за бедой, неудача за неудачей, он все переносил благодушно. Казалось, что богатый урожай должен его вознаградить за все лишения. Вот уже с поля в ригу привезена последняя телега с тяжелыми снопами. Рига полна добром. Вдруг от какой-то причины взвилось пламя на дворе нашего крестьянина, загорелись соломенные крыши двора, скоро огонь перекинуло и на ригу. Крестьянин снимает шапочку и со слезами вопиет Богу:

– Господи! Спаситель! Как много труда Тебе приходится употребить, чтобы исправить мою душу и спасти ее.

Как глубоко и жизненно понимал этот простец ту истину, что Бог наказует не столько в гневе, сколько в спасающей любви.

Настойчивость в молитве. Давайте ход вашему процессу, – придет день решения.

В каждом судебном деле неизбежны неприятные проволочки и замедления; однако, истец не бросает дела: пишет отзывы, подыскивает доказательства, просит, настаивает, требует, апеллирует.

Так же должно поступать нам в молитвах и прошениях к Богу. Молящиеся не должны отчаяваться в услышании, но должны иметь уверенность, что «ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали». (Рим. 13:11). Каждый час настойчивой просьбы приближает время, когда Господь заступится за своихь избранников. Если же ты впадешь в отчаяние, то сделаешь напрасными все прежния слезы и страдания и долговременное моление. Корабли тем быстрее возвращаются, чем легче на них груз. Молитва, не скоро исполненная, приносит большее благословение. Медленные ответы не только испытывают нашу веру, но и предоставляют нам возможность заслужить ожидаемое благословение. Мелка та вера, которая держится только быстрыми услышаниями. Истинно благочестивый человек будет целые месяцы день и ночь вопиять к Богу и ни на минуту не усомнится, что Бог благ к верующим в Него.

Господь еще жив. История передает: «Фридрих Дуглас, великий защитник рабов, однажды, когда все, казалось, складывалось неблагоприятно для его народа, говорит в одной из своих речей: – Белые против нас, правительство против нас, дух времени против нас. Я не вижу надежды для чернокожих. Я полон печали».

Тут в собрании поднялась старая бедная негритянка и сказала:

– Фридрих Дуглас, разве Господь умер?

Иной молодой христианин тоже падает духом и унывает, когда видит, какую тяжелую борьбу приходится ему вести с грехом. Часто думает он, что Господь покинул его, или христианство не то, чем кажется. Он не должен унывать, а должен помнить, что если душа избегла оков сатаны, старый враг уже готовится снова захватить ее. Он пользуется всеми средствами вернуть ускользнувшую добычу. Самые сильные нападения делаются на самые сильные крепости. Чем суровее борьба, которую приходится выдерживать молодому христианину, тем больше встретит он поддержки от Духа Святого. Господь не покинет его в трудную минуту.

Стучи. Если первый удар кремня не дает огня, то нужно ударять еще и еще.

Бог услышит молитву, но не в то время, в какое мы хотим... «Он же не отвеща ей словесе». (Мф. 15:23). Поэтому в молитве нужно быть терпеливым и настойчивым. Когда не было еще спичек, то люди раз десять – двенадцать ударяли о кремень, чтобы высечь огонь, и радовались, когда огниво загоралось. Еще более терпения нужно в молитве. Не переставайте умолять, хотя Царь медлит ответом.

Ударяйте в кремень: пусть искры летят во все стороны! Держите светильник на готове, скоро получится огонь, скоро придет час милосердия.

Плоды молитвы. Иосиф Гайдн, композитор, составивший музыкальные произведения на миротворение, времена года и др., однажды проводил вечер с товарищами по искусству. Предложен был вопрос о лучшем способе возстановления ослабевшей от переутомления творческой силы. Один одобрял одно средство, другой – другое. Гайдн тогда сказал: «у меня в доме есть маленькая моленная. В часы упадка сил, я там молюсь; доселе этот способ не оставался безплодным». Присутству-ющие удивились и сознались, что их приемы никогда не возстанавливали сил вполне и наверняка и что Гайдн обладает наибольшей силой. Тогда композитор серьезно возразил: «не моя это сила, а Божия».

Когда знаменитый адмирал Руйтер, гордость и слава Голландии, пред вступлением в решительную битву почувствовал себя смущенным и унывающим, он вошел в свою каюту, повергся ниц пред Богом и умолял о вразумлении и отваге. Едва встал он с молитвы, смущения как не бывало, он скомандовал наступление и выиграл битву.

Филипп Меланхтон в мрачном настроении прогуливался однажды вечером с друзьями. Поровнявшись с одним домом, он услышал детскую вечернюю молитву. Повеселевший реформатор воскликнул: «ободримся, друзья! Дети молятся за нас».

Родившийся в Ренсбурге проповедник Скривер разсказывает, что мать его была очень набожная женщина. Утром, когда дети и прислуга покоились на постелях, она громко молилась за детей, за каждого отдельно. О будущем проповеднике, она просила Бога, чтобы Он даровал ему дух разума, познания и мудрости, оградил его от власти и лукавства диавола, от соблазнов мира и обратил его в орудие Своей благодати, употребил его к Своей славе и ко спасению душ человеческих. Как точно исполнилась эта молитва на Скривере!

Услышанная молитва. Гуляка, пропивший все свое достояние и мебель, пришел ночью в свой опустевший дом. Тоска грызла его сердце. Никакими словами нельзя изобразить его скорбь, когда он увидал свою бледную жену и милого ребенка. Молча уселся он на единственный стул в углу комнаты. Мать сказала ребенку: «пора уж, сынок, тебе в постельку». Ребенок облокотился на колено матери и задумчиво не по-детски поглядел на ее страдальческое лицо. Медленно стал он повторять за матерью слова вечерней молитвы. По окончании ее четырехлетий сын спросил мать: «мама! можно ли мне еще помолиться! – Можно, можно, миленький, ответила мать. – Тогда мальчик стал на колени, сложил на груди руки и сказал: «Господи, помилуй, помилуй моего милого папу». «Аминь», раздалось из угла, где сидел отец. Молитва дошла до неба, но и на земле сделала свое дело. Сердечная тоска гуляки разрешилась слезами и словами раскаяния. На следующий день он был уже членом общества трезвости.

В Прусском войске, выступившем в 1793 году против Франции, служил один солдат, который с детских лет разучился молиться. В жаркой сече на него напал страх смерти, усилившийся от страха за вольномыслие. Он пытается молиться, но память изменяет ему, и он вспомнил только детскую застольную молитву. Теперь, при свисте пуль, он стал время от времени восклицать: «Всеблагий Боже! благослови нам эту пищу. Аминь»... Господь внял и этой, несоответствующей времени, молитве и благословил воина наилучшей пищей, словом Своим: возвратившись с войны, недавний вольнодумец сделался богобоязненным христианином.

Чрез молитву освобождение. В крепости томился фон-Массенбах, бывший ранее доверенным лицом у Фридриха Вильгельма 3-го, но впавший в немилость за вероломный проступок. Безуспешно друзья узника ходатайствовали о его освобождении. От скуки узник стал читать Библию и прочел в ней изумительный пример услышания молитвы. Он вспомнил, что еще ни разу не молился о своем освобождении. Он пал на колена и горячо помолился. На следующее утро призывает его смотритель крепости и уведомляет его, что, по королевскому приказу, ему дарована свобода. Изумленный, растроганный царедворец спешит в объятия семьи. Как же это произошло? В минувшую ночь королю долго не спалось от недомогания, но наконец, он на молитве уснул. Проснувшись утром, он сразу остановил свое внимание на изречении Господа: «любите враги ваша, благословляйте клянущия вы, добро творите ненавидящим вас», и стал припоминать, кому бы из своих злых врагов он мог оказать благодеяние. Память подсказала ему имя фон-Массенбаха, и тотчас же собственноручно был написан приказ об освобождении.

Польза бедствий. Боченок разсыхается при полуденном солнечном сиянии, а на дожде вновь исправляется.

Пастух выпускает собаку, чтобы собрать разбежавшихся овец.

Переломленная восковая свеча исправится тогда только, когда ее подержат над огнем на месте слома.

Из этих трех примеров мы познаем опасность непрерывного счастья и пользу бедствий. Как боченок разсыхается при солнечном свете, так слабые люди не выносят слишком много счастья, – они душевно разслабляются, и Господь, чтобы вновь утвердить их, смиряет их, посылает им скорбь и слезы. Несчастия, подобно лаю или укушению собаки, заставляют предавшихся нечестию людей приходить в. себя и возвратиться в стадо Христово. При постоянном счастьи они сделались бы добычей ходящих около ограды волков. Страдание облагораживает сердце человека, размягчает его и делает способным к соединению с Христом точно также, как огонь размягчает и исправляет переломленную свечу.

Не напрасно праведники, подобно Иоанну Златоустому, воздавали Богу хвалу даже за страдания.

Пути Божии. Бог часто действует чрез противоположное. Когда Иосиф сделался узником, кто считал это путем к высокой должности? Когда ко гробу Христа был привален камень и приставлена стража, кто ожидал Его освобождения?

Так и в нашей жизни болезнь часто содействует здравию, несчастие – благополучию, унижение ставит нас на высоту и на худшие дни мы впоследствии смотрим, как на лучшие. На крыльях бури к нам приходит тихое благословение, а в тишине таится смертоносная зараза для души.

Господь все направляет к благой цели. Осуждать Его действия безумно и неблагодарно. Велик ли наш опыт? Что мы можем знать о Его целях, пока дело не кончено, итог не подведен? Мы не пророки и не ученики пророческие. Наше дело – смиренно без поспешных разсуждений отдаться водительству Божию.

Польза испытаний. Деревья жаловались садовнику, что бурный ветер немилосердно тревожит их. Садовник ответил им:

– Будьте благодарны ветру. Иначе ваши корни не проникли бы глубоко в землю и во время засухи вы остались бы без влаги. Ветер не губит вас, но оздоровляет, укрепляет и делает плодовитыми.

Что ветер для дерева, то искушения для христиан; без них христианин не до-

стигнет крепости душевной. Как наковальня не боится молота, так христианин не должен бояться бед и скорбей. Один бывалый в боях вояка своим гербом избрал разодранное знамя с надписью: «чем худее, тем милее».

Шлифовка бриллианта. Когда крупный бриллиант, под названием Кохинур (световая гора), сделался собственностью английской королевы, то он не вполне оправдывал свое название: он отшлифован был по индийскому способу и представлял гладкую поверхность с боков и сверху. Многие бриллианты меньшего размера превосходили Кохинур по блеску и ценности. Королева отослала бриллиант в Голландию, где его еще раз отшлифовали в лучшем стиле, и с тех пор Кохинур стал чудом красоты. Опытный шлифовщик камней нередко употребляет два года постоянного труда на один камень. Такой деликатный и упорный труд необходим, чтобы и размер камня соблюсти, и красоту его увеличить. При этом самая бриллиантовая пыль от шлифовки тщательно сберегается, чтобы при ее помощи придать камню последнюю полировку.

Как похожи на индийский бриллиант дети Божии; пока они не искушены страданиями, они драгоценные камни, но еще не способные отражать света неба. И вот, великий Художник берет их в Свои руки, тщательно и терпеливо обработывает их твердую поверхность. Мирской взгляд на вещи уступает при Его прикосновении и каждое движение Его руки обнаруживает скрытый свет и красоту. Но нетерпеливое сердце вопиет: «к чему это твердое нажимание? зачем удар за ударом обрушиваются на меня, когда другие пребывают спокойно?

Утешься, унылое сердце! – Ты драгоценный бриллиант Господа твоего. Чем более Он тебя обрезает, форолирует и полирует, тем великолепнее ты будешь сверкать на Его короне в тот день, когда Он соберет Свои бриллианты из всех частей вселенной. Ты – избранник, любимец Его.

Он освобождает тебя от тины похотей, полагает в огонь испытания, полирует Духом Своим, утруждает тоскою и разочарованиями, чтобы ты отразил свет неба.

Житейская мудрость. Спросили одного семьянина, почему он остается спокойным при всех испытаниях судьбы.

– Я, – отвечал он, – хорошо управляю моим зрением, потому что чрез зрение входит и дурное и хорошее в сердце человека. Каждое утро прежде, чем войти в среду людей, я смотрю на небо и вспоминаю, что главное дело и цель моей жизни там, наверху. Затем я опускаю взоры на землю и соображаю, как мало потребно мне пространства в скором будущем. В третьих, я осматриваюсь вокруг себя и убеждаюсь, что многим, многим живется хуже, чем мне. Так я утешаюсь среди несчастий и спокойно иду житейской дорогой.

Другой семьянин удивлял своими успехами в домашнем хозяйстве. На вопрос о секрете этого успеха он ответил:

– Успехами я обязан петуху, кошке и собаке. Петух кричит: «пора», кош-ка: – «чище», собака: – «осторожней»!

Действительно, три вещи нужны для хозяйства: пользование временем, чистота и бдительность.

Но какия правила нужны для хозяйки?

Ответ на этот вопрос дает кольцо одной образцовой хозяйки. На нем было выгравировано: «bene parĕre, parēre, parare det mihi Deus». По-русски это значит: «помоги мне, Боже, благополучно родить, слушаться и хозяйствовать.

Прокаженный. В северной Индии, в провинции Панджаб, при Шотландской миссии имеется приют для прокаженных. Там, в 1886 году, умер от проказы слепой старец Илагий Бакш, который, не взирая на свою страшную болезнь, был радостным учеником Иисуса.

К христианству он обратился из магометанства в 25-летнем возрасте. Неизвестно, каких лет он попал в приют для прокаженных, но в 1881-м году о нем писали из миссии: «у нас в приюте находится слепой прокаженный, исполнявший несколько лет должность запевалы при богослужениях. Теперь он уже не может выходить из комнаты. На покое он составляет гимны во славу Божию. Некому записывать эти произведения слепца, но прокаженные окружают койку товарища и с услаждением поют его песни».

В 1882-м году один посетитель приюта сообщает о слепом прокаженном, что он по слабости почти не может выйти из дома, но все-таки благодарит Бога и говорит:

– Девятнадцать лет назад я уверовал в Иисуса и с тех пор не знаю скорбей ни телесных, ни душевных.

Влияние этого слепца на прокаженных было очень большое. Хотя с ними два раза в день занимался миссионер, но все они были убеждены, что научаются они более у Илагия Бакш, который неутомимо повторял им библейския истории. И смерть его была радостная, с твердым упованием на Иисуса, утешавшего и сохранявшего его многие годы болезни.

Подлинная жизнь. Человек может многие годы пребывать в мире сем до той поры, пока он отвалится, как согнивший плод; но это еще не значит, что он долго жил. Мореплаватель может долгое время находиться среди моря, гонимый волнами туда и сюда; когда он возвратится в прежнюю гавань, то о нем не скажут, что он совершил большое путешествие.

Жизнь измеряется не количеством годов, но действительным пространством, пройденным человеком. Большая масса людей не направляется к известной пристани, но отдается игре ветра и волнениям. Эти люди не справляются с компасом и картой, но носятся, как чайки или дельфины, взад и вперед. С поседевшими власами они оказываются на том же месте, на котором были во дни юности. Они не жили, но только существовали. Ни к чему не стремились, ничего не достигли. С годами они одряхлели, но не поумнели. Они исполняли назначение решета для пищи и питья, вешалки для платья.

Святое обещание. Известная англичанка мистрис Буттлер, потрудившаяся более, чем кто-либо, в борьбе с проституцией, подвигнута была к своему благородному труду тем обстоятельством, что ее дочь, встречая возвращавшуюся из дальнего путешествия мать, в поспешности оступилась на лестнице и упала замертво.

– Когда я провела у трупа моей дочери долгую страшную ночь, на веки утратив свою талантливую, прекрасную, единственную дочь, я дала обещание посвятить свою жизнь спасению несчастных девиц.

Благодарность на миру. В кабаке гулял возвращавшийся с работы плотник Иван Семенович. Кошелек его туго был набит ассигнациями и рублевками. Придя в азарт, он начал угощать и всех посетителей кабачка. Кабатчик был с Иваном Семеновичем весьма почтителен. Называл его по имени и отчеству, говорил ему – вы. Почтительность эта, кажется, возрастала по мере того, как убывали рубли в кошельке Ивана Семеновича. Но вот в карманах тароватого плотника не осталось ни денежки. Тогда отношение к нему кабатчика круто переменилось. Заметив, что Иван Семенович стал спотыкаться, говорить несообразные речи и икать, кабатчик громко сказал своему молодцу:

– Вытолкай за дверь эту свинью!

Такая перемена отношения льстивого на грубое обычна в этом мире. Ее испытывал блудный сын евангельской притчи. Пока богат человек, его окружают почет и ласки, его встречают с дружественной улыбкой; но лишился он денег, и все отвертываются от него и запирают пред ним дверь, а особенно те, которые наиболее воспользовались его простотою. Горько испытывают неблагодарность и те, которые в этом мире служат плоти и диаволу. Сначала они встречают отношение льстивое и услужливое, а потом являются болезни и одиночество.


Источник: Православное учение в изречениях и примерах : (Для проповедников, законоучителей и любителей духов. чтения) : В 4 ч. Т. 1-2 / Прот. Стефан Остроумов. - Санкт-Петербург : тип. Александро-Нев. о-ва трезвости, 1913. / Т. 1. Ч. 1-2. - 137 с.

Комментарии для сайта Cackle