Источник

Пятый член символа веры

(Верую в Господа Иисуса Христа) «воскресшего в третий день по писанием».

Тексты

«Ты не оставишь души Моей во аде и не дашь святому увидеть тление». (Пс. 15:10).

«Он (Иисус) начал говорить: род сей лукав; он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Лк. 11:29).

(Ангелы) «сказали (женам): что вы ищете живого между мертвыми? Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть». (Лк. 24:5–7).

«Иисус говорит ему (Фоме): ты поверил, потомучто увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». (Ин. 20:29).

«Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает; смерть уже не имеет над Ним власти». (Рим. 6:9).

«А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна». (1Кор. 15:17).

«Он (Сын Человеческий) положил на меня (Иоанна) десницу Свою и сказал мне: не бойся! Я есмь Первый и Последний, и Живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь. (Откр. 1:17–18).

Изречения

«Чудо – ручательство, что Учитель пришел с неба. Но цель чуда этим не исчерпывается: чудо уверяет нас, что Господь природы есть в то же время Господь совести. Оно удостоверяет моральный характер Творца». (Лейтон).

«Чудесное на земле – естественно на небе».

«Разумети силу воскресения Его». (Флп. 3:10). «Сила воскресения Христова еще не явлена. Акт воскресения мы знаем, но значение его в системе бытия сокрыто от нас. Если воскресший есть Бог, и человеческое естество, воскрешенное в Нем, есть центр всего тварного, то сила воскресения Христова, падая ближайшим образом на человечество, чрез него должно снисходить и во все области бытия. Как все сие есть, – сокрыто; ибо и человечество еще чает воскресения, а не причастилось его. Когда совершится сие воскресение, тогда во всем величии явится значение воскресения Христова и во всей твари; а дотоле и она чает и воздыхает о свободе от тления». (Еп. Феофан Говоров).

«Смерти празднуем умерщвление, иного живота вечного начало». (Из пасхальных песнопений).

«Сила физическая побеждается смертью, и сила ума не победит смерти. Только безпредельность нравственной силы дает полноту жизни и не допускает распадения человека на две части: на безплотный дух и разлагающееся вещество. Распятый Сын Человеческий и Сын Божий, оставленный и людьми и Богом, молившийся за врагов, не имел пределов для духовной силы и никакая часть Его не могла остаться добычею смерти. Мы умираем потому, что наша духовная сила, связанная грехами и страстями, недостаточна для претворения телесного существа. Оно отпадает, и мы безсмертны только половинно.

Воскресение – торжество разума. Оно – чудо лишь только в смысле нового явления, заставляющего чудиться. Каждая стадия мирового процесса в этом смысле – чудо. Как появление первого организма, первого разумного существа – чудо, так появление первого одухотворенного нераздвоенного и неподлежащего смерти существа есть чудо. То были предварительны победы над смертью, а это – окончательная, завершение процесса. Если бы Христос не воскрес, то Каиафа был бы прав, Ирод и Пилат – мудрецы, а мир – безсмыслица, царство зла, лжи и смерти. Дело шло не о прекращении жизни, а о прекращении истинной жизни. Если бы такая жизнь не могла одолеть смерти, то какая бы осталась надежда?» (В. С. Соловьев).

«Христос был первый авторитетный практический учитель бессмертия души». (Лессинг).

«Без Иисуса Христа мир не существовал бы, ибо ему надлежало или быть разрушенным, или стать подобием ада». (Паскаль).

«В Светлое Христово Воскресение ощущается какой-то подъем духа, – понимаешь, что и ты составляешь нечто в мировой жизни».

«Пасха и вообще праздник – для обыкновенных людей, а не только для царей, пророков и первосвященников; она сама взывает к человеку в царе и от первосвященника требует быть человеком, – склониться пред Тем, Кто, будучи Богом, жил, как обыкновенный человек». (Недзвецкий).

«Пасхальный канон дает более, чем обещает, а предлагает более, чем кто-либо действительно может взять». (Он же).

«Считать воскресение Христа вымыслом учеников – это значит чистейший поток, текущий чрез историю человечества, поток, освящающий, обновляющий, несущий любовь и истину миру веры, истекший из опустевшей гробницы Иосифа в саду, – выводить из грязнейшего, источника, какой когда-либо существовал». (Альбертц).

Над Гробом Господним один благочестивый человек сделал такую надпись: «смерть, но не мертвого поглощает эта гробница». (Mortem, non mortuum devorat hoc sepulcrum).

Примеры

Уверенность во спасении. Воскресший Господь сказал Марии Магдалине: «не прикасайся ко Мне, а иди к братиям Моим» (Ин. 20:17). Не прикасаться только к святыне должны мы, а действовать, не смотреть и слушать только, а встать и двигаться, не мешкать, а спешить. К этому зовет нас Воскресший. Следуя Его зову, нам не должно заботиться о нашем личном спасении. Оно добывается не заботой, а верностию Христу, близостью к Нему. Когда судьи спросили Италийского мученика Эония Палеари, в чем первое основание его уверенности во спасении, он отвечал: «во Христе». – А второе? «Во Христе». – А третие? «Во Христе». С этой преданностию Христу Палеари испустил дух на костре.

По стопам Христовым. Христианин пришел к своему благочестивому, но глубоко несчастному другу. При прощании с другом посетитель сказал ему в утешение слово Иисуса: «в дому Отца Моего обители многия». Несчастный с оживлением ответил:

–  Прекрасен этот текст, но что следует за ним, еще отраднее: «иду уготовать вам место».

Воскресением место уготовано, но как его найти?

Существует древнее предание: когда Адам лежал на смертном одре, он приказал своему сыну Сифу сходить к вратам рая и выпросить у ангела веточку древа жизни, чтобы отразить смерть. Сын отвечал, что он не знает дороги к раю. Адам разъяснил: «когда ты пройдешь Хеврон и двинешься к югу, то увидишь следы, которые отпечатлелись при нашем, с матерью твоею, шествии из рая. Эти следы отвердели: на них ни дождь не попадает, ни трава в них не пробивается.

Доселе предание. Если по следам Адама и Евы можно проникнуть до рая, то в рай придти их следы не помогут. Единственный и несравненный путь в рай – по следам Иисуса от Его крещения до воскресения.

Аз с вами. Четырехлетняя девочка лежала при смерти. Отец сидел у постели ее и старался развлечь ее разсказами.

–  Папа, заговорила малютка: ведь, лекарь вам сказал, что я умру?

Резнул по сердцу отца этот вопрос малютки, но он не посмел сказать неправды. Девочка тогда заметила, что могила – темная и противная: она недавно заглядывала в свежую могильную яму.

Молчание.

–  Ты, ведь, папа, не откажешься идти со мною в могилу? спросила дочь.

Добрый человек с глубоким волнением сказал, что он не может идти с дочерью, пока не позовет его Христос.

–  Папа, умоляюще произнесла малютка: не отпустишь ли со мною маму?

Со слезами на глазах отец отвечал, что и мама не может идти с нею, так как мама и здесь очень нужна. Девочка отвернулась к стене и тихо плакала. Вскоре она вновь повернула к отцу свое уже успокоившееся личико и сказала:

– Ну, папа, моя могила не будет скучной и темной: Иисус пойдет со мною.

Смерть со Христом и без Христа. Миссионер спросил умирающего индейца, как он себя чувствует.

– Сладко, сладко! отвечал спрошенный: и здесь (показал на грудь) Хрис-тос, и там (показал на небо) Христос!

Неверующий англичанин Фома Гоббс († 1679 г.), учивший, что религия порождена страхом, очень боялся пред смертью и, дрожа от страха, проговорил: «прыгаю во мрак».

Христос побеждает. В одном огромном здании Лондона некогда собирались ученые люди и совещались об искоренении веры в Воскресшего. Все эти ученые скончались и имена их преданы забвению, но в здании этом работают тысячи рук и десятки машин над печатанием миллионов Библий, несущих миру весть о победе жизни над смертью.

В 1893г. в Дамаске сгорела мечеть Омейада – одна из главных святынь му-сульман. В мечеть, поврежденное пожаром, здание обращено было около 710-го года из христианской церкви. После пожара отвалились наслоения позднейших времен и обнаружилась под ними древняя красота христианского храма: между прочим обнаружился портал с надписью: «Твое царство, Христе, – Царство вечное, и Твое владычество – над всеми народами».


Источник: Православное учение в изречениях и примерах : (Для проповедников, законоучителей и любителей духов. чтения) : В 4 ч. Т. 1-2 / Прот. Стефан Остроумов. - Санкт-Петербург : тип. Александро-Нев. о-ва трезвости, 1913. / Т. 1. Ч. 1-2. - 137 с.

Комментарии для сайта Cackle