Источник

V. Осуждение и оклеветание

«Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1, Лк. 6:37).

«Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:5, Лк. 6:41). Бревно больший порок, а сучок малый здесь означает.

«Кто из вас без греха, первый брось на нее камень», – говорит Христос к книжникам и фарисеям, приведшим жену, взятую в прелюбодеянии (Ин. 8:7).

«Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон» (Иак. 4:11).

«Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак. 4:12).

«Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим. 2:1).

«Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14:4).

«А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов» (Рим. 14:10).

«Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1Кор. 4:5).

Святой Златоуст об этом

Хотя бы никакого другого не делали беззакония, одно то могло бы нас ввергнуть в геенскую бездну, что мы, тяжких бревен в очах наших не чувствуя, всегда строгий суд производим над чужими погрешностями, и целую жизнь нашу тратим на любопытное пересматривание и пересуживание чужих дел, не рассуждая о том, что грозит Христос: «каким судом судите, таким будете судимы» (Мф. 7:2. – В кн. 1 о умилении, к Димитрию монаху).

Не должен тот осуждать других, кто и сам тем же порокам подвержен (Беседа 22 на евангелиста Матфея).

Хотя бы кто и достоин был осуждения, однако тот только должен его судить, кто сам ничего не делает достойного осуждения (Беседа 22 на евангелиста Матфея).

Не осуждай другого, но старайся самого себя исправить, чтобы ты сам не был достоин осуждения, ибо большую еще примешь казнь, если будешь других обвинять в нерадении о том, чего и сам не делаешь, и осуждать за тот грех, которому и сам ты подвержен. Если и праведным людям не дозволяется порочить других, то тем более грешные должны воздерживать себя от осуждения (Беседа 64 на евангелиста Матфея).

Хотя бы ты, осуждая ближнего, и праведное что на него говорил, и хотя бы известное его дело порочил, однако и за то не избежишь наказания, ибо не по делам его, но по словам твоим будет судить тебя Бог. Говорит Он: «от слов своих осудишься» (Мф 12:37). Фарисей праведное и всем известное говорил, однако и за то принял наказание. Если же известных дел в обличение других не должно говорить, то тем более сомнительных, ибо у каждого грешника свой Судия. Не должен ты похищать чести Единородного Сына Божия; Ему одному престол суда определен (Беседа 42 на евангелиста Матфея).

Не то повелено тебе, о человек, чтобы ты других судил, но чтобы самого себя исправлял; для чего же ты похищаешь должность Господа твоего? Ему принадлежит судить, а не тебе (Беседа 11 на 1 Послание к коринфянам).

Какая польза с того, что мы воздерживаемся от птиц и рыб, когда друг друга угрызаем и съедаем? Угрызает же и съедает плоть ближнего всякий клеветник и поноситель (Беседа 11 на 1 Послание к коринфянам).

Не только поносить ближнего, но и других поносящих его слушать не должно (Беседа 11 на 1 Послание к коринфянам).

Хотя бы мы пепел ели, но и такое строгое житие никакой пользы нам не принесет, если мы не воздержимся от поношения, ибо не входящее в уста сквернит человека, но исходящее из уст (Беседа 11 на 1 Послание к коринфянам).

Клеветник и поноситель часто печалится, боится, раскаивается, и сам свой язык угрызает, опасаясь, чтобы когда-то объявленное другим слово не нанесло ему великой беды; а воздерживающийся от клеветы в великом спокойствии и веселье всегда живет (Беседа 11 на 1 Послание к коринфянам).

Клеветники подобны мухам: как мухи летят на чужие раны, так клеветники ищут чужие погрешности, чтобы разгласить их (т. 2 стр. 247).

Не одни только стрелы уязвляют человека, но поносительные слова делают ему раны еще более жестокие, чем стрелы (Беседа 8 на Послание к римлянам).

Какой есть род зла, который бы не происходил от поношения? Отсюда рождается ненависть, отсюда бывают вражда и несогласие, отсюда происходят худые подозрения, которые подают причину бесчисленному злу (Беседа на Псалом 100).

Кто любит клевету, тот служит дьяволу (Беседа на Псалом 100).

Как проповедник истины словом своим многих людей спасает, так, напротив, клеветник тем же словом премногих губит, произнося слова погибельные, и меч речи употребляя на погибель человеческую. Притом же клеветник не только тело, но и самую душу убивает, когда льстивым своим языком ложные и беззаконные мнения ей внушает (Беседа на Псалом 51).

Не должны мы противиться тем, которые нас утесняют и клевещут на нас; но должны все терпеливо сносить, ведая, что Господь всех не презрит нас, ибо Он глаголет: «Мне отмщение, Я воздам» (Рим. 12:19. – Беседа 57 на Книгу Бытия 31).

Великодушное терпение поношений бывает случаем к получению славы (Слово 2 об Анне).

Рассуждение об оклеветании и осуждении

Начало этих пороков.

Оклеветание и осуждение по разным причинам происходят:

Первая. От гордости, ибо гордый, себя вознося и почитая, других пересуживает и уничижает; или, желая свои пороки прикрыть, других злословит, чтобы люди, слышащие о нем, думали, что он таких пороков не имеет.

Вторая. Иногда бывают от злобы, ибо злобный человек, не имея возможности отомстить ближнему, клеветой и злословием славу его терзает.

Третья. Иногда от зависти, поскольку завист­ливый, не терпя видеть, как ближнего почитают, бесчестным именем его порочит и поносит.

Четвертая. Иногда бывает и от злой привычки, ярости, гнева и нетерпения. Корень всего этого – самолюбие и ненависть к ближнему.

Причины, по которым нельзя осуждать ближнего.

Первая. Потому что осуждающие ближнего восхищают сан Христа, Который один Законоположник и Судия, – что тяжко и страшно.

Вторая. Ближний наш есть раб Божий, а не наш, «пред своим Господом падает» (Рим. 14,4), и потому Божия раба судить также тяжко.

Третья. Судится Божий раб пред Богом, вездесущим и все назирающим. Несносно господину, когда при нем мы его раба судим и браним; тем более Богу досадно, когда Его раба пред Ним судим, сами будучи злыми.

Четвертая. Кто ближнего судит, себя осуждает, ибо, осуждая, сам то же творит.

Пятая. Часто бывает, что многие пред людьми являются грешниками, а внутри они праведники. Также и наоборот, многие являются праведными, а внутри – грешники и потому лицемеры, а по Писанию, нечист пред Богом называющий неправедного праведным, и праведного неправедным (см. Ис. 5:20).

Шестая. Часто худой слух ложно проносится от злобных или завистливых и ненавистников, и так осуждаемый часто напрасно терпит.

Седьмая. Кто судит, сам будет судим, – по слову Христову (Мф. 7:1).

Восьмая. Заповедь Христова: «Не судите», – разоряется.

Девятая. Ближнему великая обида от этого, не меньше, чем если бы кем жезлом ударяем был, и даже более, ибо рана на теле скорее заживет, чем язва на душе. Как тело ранится жезлом или иным орудием, так душа уязвляется поносным словом. От этого уязвления последует печаль, а от печали смерть.

Десятая. Чем честнее и значительнее лицо поносимое, тем большая бывает язва, а клеветнику больший грех.

Одиннадцатая. Когда начальника осуждают и злословят, тогда уменьшается к нему почтение от подчиненных, а от этого последует презрение, от презрения непослушание, от непослушания же всякий разлад и замешательство в обществе.

Двенадцатая. Часто бывает, что хотя кто и подлинно согрешил, но уже покаялся, а кающемуся Бог прощает, и потому весьма грешно нам осуждать того, кого Бог прощает, и разрешает, и оправдывает. Внимайте этому, злоречивые, и исправляйте свои пороки, за которые наказаны будете; а чужих пороков не касайтесь, до которых вам нет никакой нужды.

Пособие к избежанию осуждения

Первое. Каждому себя знать, и не чужие, а свои пороки рассматривать и исправлять.

Второе. Злобу, зависть, ненависть отбросить.

Третье. Брату падшему или падающему в духе любви соболезновать и от его падения самому осторожнее себя вести.

Четвертое. Молиться милосердому Богу, чтобы падшего восставил и заблудшего обратил, а тебе в те же пороки впасть не попустил.

Пятое. Помнить то, что за осуждение ближнего сам судим будешь, по слову Христову (Мф. 7:1).

Шестое. Избегать непотребных разговоров, в которых только люди пересуживаются, и то того, то другого слава терзается.

Седьмое. Удаляться от тех, которые злую привычку имеют других осуждать.

Восьмое. Имеющим эту злую привычку нужно молиться Господу: «положи Господи хранение устом моим» (Пс. 140:3), – и помнить вышесказанные причины.

Утешение терпящим клевету, поношения и злословия

Первое. Сам Христос претерпел неповинно всякие поношения и злословия. Святое Евангелие об этом свидетельствует.

Второе. Святые Божии того же не избежали, как святой Давид сам о себе во псалмах свидетельствует, Моисей, пророки, апостолы и прочие.

Третье. То же приключается и ныне рабам Божиим: так что ты не первый, с кем это случается.

Четвертое. Праведное и неправедное поношение терпеть должно. Праведное потому, что заслужили мы сами себе это; неправедное, потому что, хотя и не виноваты в том, в чем поносят, но в другом согрешили.

Пятое. Может быть, что сами кого-то оклеветали, осудили и о ком-то злословили, потому «какою мерою мерили, такою и нам мерят» (Матф. 7:2).

Шестое. Уже иссякла любовь многих, ненависть умножилась, друг друга озлобляют, обманывают, поносят, клевещут, козни плетут. Чего более и тебе ждать в такое лютое время?

Седьмое. Прохлаждения ради, прибегай к источнику живому Божия слова: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5:11).

Восьмое. Злоречием и клеветой смиряемся, и самомнение наше уничижается. Так дается нам злоречивый язык, как «ангел сатанин, да не превозносимся» (2Кор. 12, 7).

Девятое. Утешение принимай из святых псалмов.


Источник: Собрание творений : в 5 томах / Святитель Тихон Задонский. - Москва : Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2003-. (Святоотеческое наследие). / Т. 1. Житие, слова. Наставления пастве, родителям и детям, священникам. «Плоть и дух». – 800 с. / Плоть и дух. 639-794 с.

Комментарии для сайта Cackle