Агапий Ланд(ос), инок Критский

Грешников спасение

Часть 1

Содержание

1. Биография 2. Труды 3. Агапий Ланд и его время 4. «Грешников спасение» Преславной Приснодеве Богородице, Госпоже всего творения Агапий – приуготовляющимся к чтению Часть первая Глава 1. Два полезных вразумления, предпосланных настоящей спасительной книге Глава 2. О смертоносности греха вообще. Сколько зла он доставляет тем, кто грешит Глава 3. О великих грехах по частям Глава 4. О легких прегрешениях Глава 5. Уход и лекарство, весьма полезное, против всякого греха вообще Глава 6. О богомерзкой и нечестивейшей хуле Глава 7. О бесовском превозношении Глава 8. О тщеславии Глава 9. О сребролюбии Страшный пример немилосердия Глава 10. О скотоподобном разврате Глава 11. О гневе и ругани Глава 12. О чревоугодии Глава 13. О зависти, из которой рождается и убийство Глава 14. Об унынии, то есть безделии Глава 15. О неблагодарности Глава 16. О различных скорбях. И о том, что берущие свой крест добровольно несут его легко, а получающие не по своей воле имеют много скорбей Глава 17. Почему праведные скорбны в этом мире, а грешники чувствуют себя свободно Глава 18. Мы должны воспринимать скорби, памятуя о пользе, которую благодаря им получаем Глава 19. Первое утешение скорбящих – признание собственных грехов Глава 20. Второе увещевание. Временными несчастиями скорбящий искуплен от Вечных мучений Глава 21. Третье увещевание. Вкушение небесного блаженства Глава 22. Четвертое увещевание.. Памятование Господних Страстей Глава 23. Пятое врачевание. Молитва Глава 24. Размышление в скорбях, весьма полезное Глава 25. О семи Святых Дарах. Утешение стесненным скорбью Глава 26. Увещевательное утешение к бедствующим и нищим Глава 27. Утешение к тем, кто были богаты, но обеднели Глава 28. Утешение ослабшим и немощным телом Глава 29. Последнее утешение в смерти Глава 30. О неразумии тех людей, которые стремятся первенствовать.. Мир не помнит истинных благодетелей, но с похвалами поминает своих врагов Глава 31. О суетности мирских вещей и о презрении к миру Глава 32. О том, что услады мира горьки и подобает. ненавидеть их, желая Небесного Царствия Глава 33. Об опасностях этой жизни и краткости ее Глава 34. Никто не должен хвалиться телесным благополучием,. но размышлять о конце его Глава 35. О заблуждении, безобразии, ложных обещаниях. и лукавых воздаяниях мира сего Глава 36. Об опасностях суеты и кратковременности мирских почестей Глава 37. О познании самого себя и о несчастии человеческого естества Глава 38. О том, что мы в жизни – странники и постояльцы, и не нужно жаждать плотских удовольствий, ибо они подобны сну Часть вторая Глава 1. Об обязанностях по отношению к благодетельному Богу Глава 2. О любви к ближнему Глава 3. Об управлении телом и умерщвлении страстей О чувствах О воздержании языка О силах души Глава 4. О внимании и мужестве, которые потребны для добродетельных занятий Глава 5. О сокрушении и умилении Первое вразумление к сокрушению сердца. О множестве прегрешений твоих Второе вразумление. Сколько вреда тебе доставляет грех Третье вразумление. Сколь Господь ненавидит грех Четвертое вразумление. Об адских наказаниях Пятое вразумление. О благодеяниях нашего Спасителя Глава 6. Об исповеди Заповедь первая и вторая.. Люби Господа Бога своего Третья заповедь.. Не поминай имя Господа Бога всуе Четвертая заповедь.. Помни освящать день субботы Заповедь пятая.. Чти отца твоего и матерь твою Заповедь шестая.. Не убий Заповедь седьмая.. Не прелюбодействуй Заповедь восьмая.. Не укради Заповедь девятая.. Не лжесвидетельствуй Заповедь десятая содержится в седьмой и восьмой, и достаточно того, что написано о них Глава 7. О четырех женщинах, преданных мучению, потому что оставили один грех неисповеданным Глава 8. О воздаянии, то есть о посте, милостыне и молитве Глава 9. О подготовке к непорочному и святому Причащению Глава 10. О том же Глава 11. Молитва перед святым Причащением Глава 12. Другая молитва после непорочного Причащения Глава 13. О дерзнувших недостойно священнодействовать.. (Некоторые чудотворения и Суд Всемогущего Бога) Глава 14. О недостойно причастившихся, наказанных Богом в этой жизни для нашего наставления и примера Глава 15. О добродетельных женщинах, достойно причащавшихся Глава 16. Некоторые чудеса Тела Господня Глава 17. О том, что никто из отдыхающих в земной жизни плотью не достигнет Царствия Небесного, кое наследуют через борьбу с телом и подражание спасительной Страсти Господа Глава 18. Мы должны презирать временное богатство, а собирать сокровища на Небе благодаря нищим Глава 19. О четырех «последних вещах» и, прежде всего, – о памяти смерти Глава 20. О Втором пришествии Господа и общем Воскресении людей Песенное сочинение Льва VI Мудрого на Второе пришествие Господа (по алфавиту) Глава 21. О неизреченной славе рая и блаженстве праведных Глава 22. О возмездиях нескончаемого мучения Глава 23. О покаянии, которое в смертный час уже не принесет пользы Часть третья Агапий – приуготовляющимся к чтению Когда Бог хочет, побеждается чин природы. Когда Бог действует, «невозможное» упраздняется Чудо 1. Об ослепленных иудеях и об отрублении рук – как они были исцелены Богородицей, когда уверовали во Христа Чудо 2. О мертвой, вскормившей младенца своего и через год воскресшей Чудо 3. О некоем Иоанне. Видение полезное Чудо 4. О храме Богородицы в Неории Чудо 5. О слепом, которого просветила вода Живоносного Источника Чудо 6. О мудром царе Льве Чудо 7. 0 фессалийце, воскресшем от воды Живоносного Источника Чудо 8. О святом Романе Сладкопевце, создавшем кондаки для всех святых Чудо 9. О святом Григории, архиепископе Неокесарийском чудотворце Чудо 10. О Иоанне Дамаскине, отрубленную руку которого уврачевала Всенепорочная Госпожа Чудо 11. О царевне Франкской, отрубленные руки которой исцелила Всесильная Владычица Чудо12. О вырвавшей себе очи, чтобы сохранить целомудрие и девство Чудо 13. Об отсекшей себе губы и нос, чтобы сохранишь обещанное девство Чудо 14. О невинных юных девочках, которым Всепетая Владычица послала с Неба венки Чудо 15. О напившемся монахе Чудо 16. О человеке, которого искушал бес блуда, и который освободился благодаря Богоматери Чудо 17 О том, что всеми чтимейшее имя Приснодевы Марии истребляет и изгоняет бесов Чудо 18. Подобное Чудо 19. О воскресшем несторианине Чудо 20. Об Иоанне Кукузельском Чудо 21. О святой Лавре Афонской и об источнике водном преподобного отца нашего Афанасия Чудо 22. О священном монастыре Иверон и чтимой иконе и Вратарницы Чудо 23 О письменно отрекшемся от Христа Чудо 24. Подобное. О Феофиле, письменно отрекшемся от Христа Чудо 25. Об увидевшем, как Пресвятая Богородица причащает трудящихся братьев Небесным Хлебом Чудо 26. О некоем монастыре, в крайней нужде получившем неожиданную помощь от Богоматери Чудо 27. О воскресшем римлянине Чудо 28. О человеке, который не мог выучить буквы, кроме «Радуйся, Мария» Чудо 29. О ребенке, спасенном из водного потока Чудо 30. О иудее, искупленном от уз и уверовавшем во Господа Чудо 31. О ребенке, убитом отцом-иудеем, по своем воскресении исповедовавшем Пресвятую Богородицу Чудо 32. О получившем силу и юношески окрепшем немощном старике Чудо 33. О введенных в соблазн братиях, умиротворенных Пресвятой Владычицей нашей Чудо 34. О развратном солдате, которому Господь, преклоненный мольбами Матери, даровал оставление грехов Чудо 35. О несказанной красоте Приснодевы, которую удостоился увидеть благоговейный и добродетельный дьячок Чудо 36. О воскресшем отроке, который признал убившего его Чудо 37. О причастившемся чаде иудейском, которого не уничтожил огонь печи Чудо 38. О кровосмесительнице и детоубийце, которую Пречистая предала суду Чудо 39. О чаде, преданном матерью при зачатии бесу Чудо 40. О усомнившемся в девстве Богоматери и разрешенном через чудотворение Чудо 41. Дивное чудо, как одна капля Господской Крови превысила все грехи людей Чудо 42. О сомневавшемся в Таинстве Евхаристии и увидевшем Христа во плоти как Младенца Чудо 43. Об убитом иудеями и воскрешенном Богоматерью Чудо 44. Как образ Богоматери прекратил в Риме эпидемию и исцелил всех Чудо 45. О чудотворении живописцу Чудо 46. О некой благоговейной женщине, облик которой приняла Владычица и исторгла из бесовского злодейства Чудо 47. О некой девочке, которая в видении узрела Христа, священнодействующего в раю Чудо 48. О удостоившейся увидеть трехлетнего Господа во плоти, как и просила Чудо 49. О супружеской паре, сохранившей девство в браке Чудо 50. Об атамане разбойников, который по благоговению к Богородице получил прощение и чудное погребение Чудо 51. О неком богохульнике, которого Господь наказал в этой жизни жалкой смертью тела Чудо 52. О неком богохульнике, которого убила божественная справедливость Чудо 53. О Воскресшей из мертвых, чтобы рассказать о скрытом грехе Чудо 54. О соблудившем клирике, захлебнувшемся в реке и воскресшем из мертвых Чудо 55. О солдате-разбойнике, который каждый раз молился, и потому не был убит бесом Чудо 56. О бедной вдове, душу которой приняла Всенепорочная Владычица, и богаче, при смерти которого предстояли бесы Чудо 57. О незримо пораженном за малую хулу и исцеленном Богоматерью Чудо 58. Об исцеленном прокаженном, удалившемся в монастырь Чудо 59. О ребенке, не опаленном огнем Чудо 60. Об увидевшем свет слепце Чудо 61. О спасенном из морских вод Чудо 62. Подобное. О спасшихся от бури Чудо 63. Видение некоего милостивого и благоговейного ко Пресвятой Богородице человека Чудо 64. Страшное и великое чудо об исполнившем родительское послушание и о Божественной литургии Чудо 65. О двух детях, которые после разрушения дома землетрясением остались невредимы Чудо 66. Об упавшем со стены и разбившемся, исцеленном Богородицей Чудо 67. О чудотворении в колодце Трапсанском и о необычной природе некоторых вод Чудо 68. Дивное видение о Господе, умилосердившемся к нам благодаря мольбам Матери Канон. Святого Вселенского Седьмого Собора

Немного о писателе этой книги и его труде (предисловие греческого издателя книги)

1. Биография
Агапий, инок критский, создатель книги «Грешников Спасение», в миру звался Афанасием Ландом. Он родился в г. Ираклион (о. Крит), предположительно в последнем десятилетии XVI века. О его жизни сохранилось немного сведений. После учебы на родине и в Венеции Афанасий довольно долго пребывал на Крите (в городах Фурна и Иерапетра), жил рядом с простыми людьми, познавая их трудности и нужды. До 1617 года почти два года он состоял в Ираклионе секретарем венецианского властителя Крита Андрея Корнара, ученого мыслителя и поэта, переписывая его греческие и итальянские стихи. О Корнаре он говорит с великим почтением в настоящей книге (с. 485). Мы не знаем точно, когда Ланд принял решение оставить мир и удалиться на Святую Гору, приняв монашеское имя Агапий. Вначале он подвизался два года в Лавре святого Афанасия, но, в конце концов, предпочел уйти из общежитийного монастыря, чтобы в одиночестве заняться Богомыслием. Инок удалился в келлию скита Малой Анны, где предался изучению духовных книг и писательству. Богатый материал для его работы содержали не только имевшиеся у него собственные греческие и итальянские книги, но и библиотеки Святого Афона.
Однако безпокойный дух Агапия не довольствовался этим. Он желал быть ближе к народу и его нуждам, стать проповедником, для чего объезжал острова Эгейского моря: Сирос, Андрос, Сифнос и другие, а также захваченный турками Пелопоннес, непосредственно узнавая запросы порабощенного греческого населения, материальную скудость, духовные поиски соотечественников. В то время, когда католическая и протестантская пропаганда активно распространяла свое вероучение, греческий мир оставался без просветительской поддержки. Не было учителей, образованных клириков, которые бы просвещали и удерживали народ на пути Православия. И Агапий решил сам восполнить отсутствующее, дать народу Божиему книги, написанные простым языком, проповедовавшие правую веру и ставшие полезным пособием для клириков. Но чтобы реализовать свой план, ему недостаточно было просто переписывать книги, что считалось обычным на Святой Горе, ибо рукописные копии получались дорогими в цене и редкими. По этой причине Агапий предпринял путешествие в Венецию, где существовали славные типографии, выпускавшие греческие книги даже в годы турецкого ига. За три таких совершенных им поездки он издал более десяти книг, некоторые и вторым изданием, а расходы на печатание брал на себя.
В собственных предисловиях к книгам Агапий говорит о тех бедствиях, которые постигали его в путешествиях, о нехватке средств и просит обязательно прочесть книги, подготовленные им с таким трудом. Книги Ланда продавались не только в Венеции, но и в остальной Элладе, но многие, как видится, писатель дарил, поэтому, например, в предисловии к книге «Ножны» (1643) умоляет получивших ее в подарок читать каждый день, потому что иначе они дадут ответ в Судный день, что лишили этой книги себя, но главное – и других, которые бы с радостью ее прочли, если бы имели. В конце «Летней книги» (1656) Митрополит Филадельфийский, чья кафедра была в Венеции, говорит о непременном отлучении для того, кто украдет какую-нибудь книгу Агапия, ибо «бедняк [Агапий] должен был 300 грошей для ее печати и приложил многие столь же великие труды. Поэтому подобает не только платить за эту книгу, но и воздавать милость тому, кто столь страдал и мучился на пользу ваших душ». Сам Агапий печатал под личной редакцией книги с 1641 до 1656 года. В 1656 году в предисловии к «Троическому Октоиху», он писал, что совершил третье путешествие в Венецию по суше, потому что слаб и стар. Однако даже в 1663 году сам отредактировал второе издание «Выборок».
Кроме письменного и устного учительства. Ланд в своих путешествиях был и врачом, как он сам же говорит в одном из примечаний к «Земледелию». «Земледелие» – единственная его не посвященная духовной» жизни книга, содержит, кроме земледельческих знаний, и основы врачевания.
2. Труды
Многогранная деятельность Агапия, большое число его книг, ставших любимыми для народа, труды и расходы на их печатание – все это указывает, что он стал одним из величайших учителей своего времени. Однако Агапий не только переводил из старых трудов и излагал на понятном языке церковные книги, но параллельно составлял новые, черпая из различных источников. Ланд издавал также богослужебные тексты и последования, чтобы широко распространить их и приблизить народ к Церкви. Вот труды Ланда в хронологической последовательности изданий (из книг, вышедших вторым изданием, приводятся только отредактированные им при жизни):

Грешников Спасение. 1641 последовало множество изданий (см. ниже)
Рай. 1641,1656 содержит жития святых Симеона Метафраста (простым языком)
Выбор. 1642–1643 содержит подборку из прекраснейших, как он выражается, житий святых Симеона Метафраста (простым языком)
Земледелие. 1643, 1647 содержит знания по земледелию и медицине
Богородичная Книга. 1643 содержит подбор песнопений и тропарей Богородице из различных церковных книг
Ножны. 1643 содержит гимны и молитвы Святой Троице
Псалтирь. 1643 содержит изъяснение псалмов, написанное святителем Феодоритом Киррским (простым языком)
Выборки.1644, 1663 содержит подборку из житий святых Симеона Метафраста (простым языком)
Летняя книга содержит подборку из житий святых лета, с 1 марта до 31 августа (простым языком)
Троический Октоих содержит каноны Троице и Христу, иногда собственного сочинения, иногда из древних отцов. Посмертно изданы
Новый Рай. 1664 содержит жития святых Симеона Метафраста (простым языком)
Воскресный путь. 1675 содержит 56 бесед на воскресные Евангелия, переведенные на простой язык – труды разных писателей
Путеводитель христиан. 1685 раскрывает три великие добродетели (веру, надежду, любовь)

3. Агапий Ланд и его время
Годы, в которые жил и писал Агапий Ланд, относятся к тяжелому периоду турецкого ига. Порабощенное эллинство разделялось на две группы: одни находились под турецким владычеством, другие – на управляемых Венецией островах (Крите и Семи Островах). Положение последних было лучше. Страшные времена религиозной нетерпимости и битв прошли. Греки жили мирно с венецианскими правителями, венецианцы сохраняли грекам множество свобод. В православных церквях служили без ограничений, в греческих школах появились образованные учителя, вместе с тем культурный дух Запада начал распространяться среди образованной публики и простого народа. Многие писатели оставили достойные упоминания духовные и светские труды. XVII век стал для Крита эпохой духовного подъема. Именно на первую половину этого века пришлась юность и время учебы Агапия Ланда.
Попытка возрождения началась еще при Патриархе Кирилле Лукари (1620–1638). Тогда была основана патриаршья типография в Константинополе, но ее не удалось сохранить. По личному побуждению Патриарха началась работа над первым переводом Нового Завета на разговорный язык, которую он не успел закончить, погибнув в 1638 году мученической смертью. После смерти Лукари перевод Нового Завета попал под запрет. Та же участь была уготована и следующим патриархам: Парфению II (1653) и Парфению III (1657).
В 1669 году, с захватом острова турками, остановилось всякое духовное творчество. Школы и библиотеки переносятся на Семь Островов и в Венецию. Начавшееся православное возрождение эллинов прекратилось, так и не достигнув подлинного расцвета. Порабощенный греческий народ, хотя по-прежнему и исповедовал Православие, постепенно терял чистоту всей веры. не имея образованного священства.
В эти трудные годы Ланд стал единственным православным писателем, который издавал книги для простого народа, тогда как другие греки. принявшие католицизм или протестантизм, на их деньги печатали нужные Западным Церквям пропагандистские книги для распространения в порабощенной Греции. Ланд соединял образованность с глубокой преданностью Христу, он видел разницу жизненных условий критских соотечественников и других греков, и своим сердцем и умом стал освещать трудный путь к Господу православного народа, отдавая этому все силы. Агапий по справедливости может носить титул учителя, потому что своими книгами восставлял и духовно укреплял целые поколения греков в тяжелейшие годы рабства, когда вера во Христа была единственной силой, укреплявшей души.
4. «Грешников спасение»
Это – один из первых трудов Ланда. Вышедший в 1641 году, он стал началом его духовного творчества. Затем последовал целый ряд его других книг, хотя мы не знаем точно, сколько еще работ осталось неизданными или были утрачены. Сохранилось несколько автографов Ланда в различных библиотеках.
Цель книги «Грешников Спасение», как говорит и заглавие, помочь грешникам спастись. Для этого должен был существовать своего рода путеводитель, который простым образом изъяснял бы и учил христиан, как жить в согласии с учением Церкви. Такие книги считались редкостью во времена Ланда, поэтому книга «Грешников Спасение» стала любимым чтением греков в годы турецкого. владычества, имея потрясающий издательский успех и переиздаваясь до сих пор. Язык ее прост и был понятен греческому обществу XVII века, но при этом не лишен влияния ученого и церковного языка. Сегодня стиль книги выглядит иногда несколько странным и архаичным, однако не только потому, что представляет устаревшую форму греческого разговорного языка, но и потому, что сохраняет некоторые особенности диалекта Крита, родины Ланда. Тем не менее книга легко читается и современным человеком.
Для создания своего труда Агапий Ланд пользовался многими источниками. Прежде всего, это Писание Ветхого и Нового Заветов, Синаксари и церковные Минеи, «"Лавсаик"», содержащий жития подвижников, творения святых отцов, таких как Иоанн Златоуст, блаженный Августин, Иоанн Лествичник и других. Параллельно он использовал сочинения западных писателей, создавших аналогичные книги, и заимствовал у них много примеров и историй. Это использование западных книг подчас создавало Агапию Ланду славу «неправославного», что не соответствует действительности. Сам он говорит в прологе: «Если найдется какое слово, или выражение, или малая буква в этой книге..., которая не соответствует определениям Святой Божией Соборной и Апостольской Церкви греков, изглаживаю и делаю то невидимым, как если никогда не желал этого писать... Я верую и исповедую, как предвозвестили пророки, как учили апостолы и очевидцы Слова, и именно как мы приняли от богоносных отцов и учителей...». Иногда Агапий бывал зависим от своих западных источников, как, например, в описании второго чуда Христа, где он толкует историю Марфы и Марии в том духе, в каком ее сохранило западное предание: что та Мария являлась Марией Магдалиной, затем стала священнопроповедницей и т. д. Это, вероятно, связано с его излишним благорасположением к источникам, что он сам и подчеркивает: «Я не написал ничего из моего ума, но как то нашел напечатанным в различных книгах учителей итальянских и греческих...». Дополнения, которые Ланд мог сделать, он опускал, но только потому, что его духовный отец велел писать так, «как было написано древними». Но оставаясь верным первоисточникам, он не избегает преувеличений и активно настаивает на некоторых моментах повествования, где испытывал большое влияние аскетических книг и монашеской жизни. Многие из этих воззрений были чрезмерно строги, и в его дни не разделялись даже официальной Церковью. Во многом они не могут быть приняты без проверки и сегодня. Равным образом часть его повествований, где очень силен момент преувеличения, не всегда верно передает отношение к ним Церкви и дух Православия.
Можно остановиться здесь для примера на том месте книги, где резко обозначается присутствие Бога карающего и подробно изображаются мучения и различные истязания душ.
Некоторые моменты книги запечатлевают личный опыт. Там автор становится особенно убедительным. Агапий Ланд осуждает, например, дурной обычай христиан своего времени устраивать базары (ярмарки) в воскресные дни, упоминая, что видел такое в Морее (то есть на Пелопоннесе) и в других землях «мусульман» (то есть находившихся под турецким владычеством). Или он вспоминает свою родину – Крит, и события того времени, церковную жизнь верных в Фурне и Иерапетре. В качестве примера Ланд упоминает богобоязненную семью князя Андрея Каравелы, с которой был связан. Андрею Каравеле и двум его сыновьям-священникам он посвятил позднее «Выборки» (1644).
Из местного предания унаследованы рассказы о том, что происходило в старые века на Крите. Но Агапий приносит и собственное свидетельство о чудесах, произошедших на святом источнике Госпожи Пигадиотиссы (буквально Родничницы) в деревне Трапсан на Крите. О них он слышал, будучи секретарем Андрея Корнара от него самого, ибо Корнар был помещиком той деревни. Так, благодаря живому общению составителя с верующими, затрагивая их душу, книга «Грешников Спасение» приобретала своих читателей.
Ланд делит свое сочинение на три части. В первой части исследуются грехи и их выражения, говорится о скорбях и спасительности удаления от мира. Вторая имеет своим предметом исповедь и Божественное Причащение, будущий Страшный Суд, рай и ад. Третья часть посвящена рассказу о Богородичных чудесах. Первые две части имеют собственно поучительный характер, несут наставительный, назидательный смысл и действительно показывают спасение грешников; третья часть идет приложением, как собрание повествований, прибавленных писателем в конце книги. Эта третья часть сохранилась и в качестве самостоятельной в рукописях Святой Горы. Одна из них помечена 1639 годом – за два года до издания книги.
Успех книги был явным, что видно из ее возобновлявшихся изданий: 1641, 1664, 1671, 1685, 1703, 1740, 1743, 1766, 1773, 1779, 1803, 1806, 1851, 1859 годы... Здесь мы остановимся, чтобы не приводить новейшие издания, которых немало и по сей день. Книга «Грешников Спасение» была переведена на арабский, румынский и частично на турецкий языки.
Преславной Приснодеве Богородице, Госпоже всего творения
Есть обычай у поэтов и учителей, когда они создают новую книгу, посвящать ее благороднейшим из князей и владык, чтобы благодаря их достоинству книга принималась бы в обществе с почетом и затем публиковалась бы с похвалами во всяком граде, но мне это кажется слепым и суетным. И я, Твой негодный молитвенник, Преславная Владычице, со всем смущением. благоговением и смирением приношу и посвящаю Тебе именованную от Тебя книгу, и возлагаю ее пред Тобой. Ты воистину и являешься единственным Грешников Спасением, для обуреваемых – Гавань безбурная, в различных болезнях души и тела – Врач прилежный и не берущий платы. Ты всех, к Тебе верно прибегающих, опекаешь благосердно и даром. Итак, молю и припадаю к Твоей благости, – умоли изобильного дарами и щедрого милостями Сына и Бога Твоего, чтобы излил на эту книгу благодать Всесвятаго Своего Духа, Начальника совершенств, чтобы все, читающие эту книгу, получали пользу и, умилившись душой, сотворили достойное покаяние в прегрешениях. Еще молю в слезах Твое благосердие, даровать мне оставление прежних падений и сохранить меня невредимым на будущее от стрел ругателя, да никогда не огорчу моего Владыку и Искупителя смертным согрешением. Ей, Всенепорочная Мати Всемилостивого Царя царей Христа, будь любезна утробно ко мне, негодному молитвеннику Твоему, и исполни мое душеспасительное прошение, чтобы вырванный из нескончаемых кар вечной муки я воспел и прославил блаженную Троицу, нераздельную и равночестную, и Тебя, Высшую по чести всей вселенной Преславную Царицу, во веки веков. Аминь.
Агапий – приуготовляющимся к чтению
Если приобретешь во владение весь мир, о человек, как Александр Македонский, и если будешь иметь мудрость и разум выше Соломона, мужество и силу – выше Самсона и Геракла, если будешь богаче Мидаса и Приама, прекраснее Нарцисса, говоря просто – превзойдешь всех людей своими телесными дарованиями, а бедная твоя душа будет предана мучениям – какая польза? Какое отличие ты возьмешь в иной мир, хотя и имеешь достоинства, дарованные свыше? Ничего. Но нагой и согнув шею, как ты родился из земли, опять в нее пойдешь. Ты будешь в великой бедности и затруднении. Все богатство, которое у тебя есть, все наслаждения покажутся тебе там сном: вот ты – в месте прекрасном и полном радования, ты принимаешь множество благ, а утром оказывается, что ничего этого нет.
Да, воистину, пока ты находишься в своей этой помраченной жизни, тебе кажется, что, вот, ты получаешь несчастное счастье и имеешь горькую сладость лживых сновидений и коварных представлений. Но когда ты умрешь чувственно, просветишь умственно свои очи, тогда узнаешь истину и будешь тяготиться – но уже без всякой пользы – что предпочел жизнь временную, несущественную и из-за нее лишился вечного блаженства.
Итак, если ты не получаешь никакой выгоды от мирских вещей, то что же ты трудишься напрасно и мучаешься не ко времени? Проси настойчиво и вожделей спасения душе, в котором самая большая польза, – больше, чем если бы ты приобрел весь мир, как сказал Господь: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, и душе своей повредит? Так что старайся подчинить худшее лучшему, то есть чтобы плоть выполняла волю души.
Но почему, когда все вожделеют вкусить небесных благ, не заботятся о них и боятся, не имея никакого путеводителя, идти пешком по тесному пути, который возводит путешественников к безсмертию? – Потому, что никто, желающий тщательно изучить искусство или избранную науку, не сможет их понять без учителя. Поэтому я, грешный и недостойный монашеского звания и призвания, собрал Божией силой и помощью из различных слов наших учителей и составил эту малую по числу фраз книжку, но великую по значению. Всякий грешник, смотря ее, увидит тяжесть самого греха, блага, которых он из-за греха лишается, зло, которое грех причиняет; способ лечения, как должно действовать, чтобы быть искупленным и освобожденным от погибели души.
Мы пожелали дать книге наименование Грешников Спасение, и это весьма подобающе. Ибо я возлагаю надежду на Всемилостивого Бога, что многие будут руководствоваться с помощью этой книги на пути к покаянию, чтобы спастись. Подобно пчеле, которая сносит мед от различных цветов с полян, услаждая сердца причащающихся, я собирал различные прекраснейшие и сладчайшие слова с луга Божественного Писания, понимаемого умственно.
Мы поделили книгу на три части. В первой части написали о всех беззакониях, отдельно о каждом, с истолкованием и важными примерами, – так что каждый может узнать свой соделанный грех и найти способ излечения. Еще мы написали о скорбях, сколь они полезны страждущим, а также различные молитвенные обращения, причем строго и правдиво, чтобы каждый мог стойко выдерживать скорби, помня о большой пользе, которой он удостаивается через печали. Затем мы поведали шесть слов о презрении к миру и всем временным вещам, то есть богатству, чести и другим плотским вкушениям.
Во второй части мы пишем вразумления об исповеди и священном Причащении, приводя страшные и потрясающие примеры. Затем, в конце второй части, мы подробно поведали пять весьма душеполезных слов о «четырех последних»: о смерти безпредельной, о страшном дне Суда, о неизглаголанной славе рая, о жесточайших казнях вечного мучения и о покаянии.
В третьей части мы записали немногие чудеса из многих и безчисленных, совершенных в разных местах Всесильной Владычицей в помощь всем нам, христианам.
Все это изложено в книге с такой любовью и усердием, что вводит в великое умиление слушателей и дарует им великую пользу. Невозможно читать это творение без сокрушения сердечного, особенно 21 главу второй части, и не покаяться в грехах. Неужели есть такой великий грешник, который, услышав о погибели, доставляемой грехами, не отвратился бы от зла и не совершил покаяния?! Кто, увидев столькие похвалы за перенесенные скорби, не возблагодарит Христа и не простит, не уступит теснящим его и искушающим? Найдется ли какой человек плотский и любящий мир сей настолько, что умножает все его заблуждения, пороки и обманы, который, усовестившись, не станет их презирать? Кто не поймет великой пользы, которую получает благодаря священному Причастию, и не придет тогда к исповеди и покаянию, чтобы удостоиться таких величайших дарований, благодати и радости? Кто, услышав про горькие кары вечного мучения и несказанное сияние небесного блаженства, не совершит любезное Богу, чтобы быть искупленным от печалей и достичь великой благодати? Кто, прочитав о стольких чудесах Пресвятой Владычицы нашей, показавшей неизглаголанную к грешникам милость и благое расположение в жалости, не умилится сердцем и не источит из своих очей потоки светлых слез?
Читайте по порядку эту книгу, молодые и старые, оставив всякую другую службу. Ибо здесь вы найдете путь к спасению души, а ничего желаннее и угоднее его нет. Отнеситесь с презрением ко всем другим книгам: историям (романам), комедиям (юмористическому чтению) и прочим душевреднейшим словам литераторов, которые никакой пользы вам не даруют, но бывают подобны наказанию, ибо вселяют злобу. Только эта книга пусть будет в руках у каждого, и здесь он найдет, к чему стремится. Если ты желаешь серебра, золота и другого богатства, о человек, что для большинства самое вожделенное, то здесь ты находишь кладовую и богатство неистощимое, остающееся вечно. Если же тебя влечет честь, слава и похвала, то эта книга дает способ вкусить не случайную и мимолетную, но таковую славу, что тебя будут слушать все творения Божии, демоны бояться и убегать, а Ангелы будут к тебе относиться с почтительным благоговением. Если ты желаешь мудрости и соображения, то ты станешь мудрее даже Соломона. Если думаешь о здоровье, о долгих годах и красоте, то ты удостоишься стать безсмертным и сиять ярче солнца. Говоря просто, все блага, к которым у тебя есть стремление, ты найдешь в этой книге – и толкование, и способ, как их вкусить. Не сожалей о деньгах на покупку книги, потому что приобретение велико и несравненно. Без забот, опасностей и мук ты удостоишься вечной чести и богатства, тогда как стяжатели мирского, любители увеселений попадают все время в опасности на море и на суше, чтобы найти тленное и текущее.
Вы, кто читаете эту книгу, прошу вас помолиться Всемилостивому Богу, чтобы Он простил мне мои грехи и удостоил меня отселе и впредь хранить обеты Ангельского образа (схимы), который я принял. Ибо до сего дня я не знаю в себе никакого боголюбезного делания. Поэтому и боюсь браться за такое деяние: изъяснять и учить тому, что сам не соблюдал. Но я вижу и страшное осуждение Господом того ленивого раба, который получил талант и не приумножил его, как другие, но спрятал, зарыв в земле. За это он услышал от Господа: Бросьте негодного раба во тьму кромешную. Поэтому я боюсь подобного осуждения и все-таки написал то, что не исполнил: пусть Всемилостивый Бог мне простит! Если найдется из сказанного какое-то речение, слово или малая буква в этой книге, или в любой другой, мною составленной, расходящаяся с тем, что определяет Святая Божия Соборная и Апостольская Церковь, я это изглаживаю и уничтожаю, как будто бы никогда и не было. Я так говорю потому, что сказанное здесь часто взято, как упоминал выше, из разных книг на латыни и итальянском. Если попадется что-то неверное по этой причине, или по моей недостаточной учености, пусть учитель исправит, указав, как верно во славу Божию, и без всякого пристрастия, соревновательности или осуждения. Я верую и исповедую, как пророки предвозвестили, как апостолы и «самовидцы Слова» научили, как мы сами приняли от богоносных отцов и учителей. Покланяюсь Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице в Единице неразделяемой и Единице в Троице неразлучной. Едина сущность и сила. Един Бог Предвечный, Творец всего. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.


Часть 1


Источник: Перевод с греческого — А. Маркова Иллюстрации — святогорского инока Иоанна Врана