святитель Тихон Задонский

Истина

Ослепленный мир правды и истины не любит. Христос Господь, вечная Истина, делал только правду и истину, и делал все к созиданию человеческому, и учил только правде и истине. Поэтому миром, прелестью ослепленным, ненавидим и хулим был. Больные глаза света не любят, и неправда правду и ложь истину ненавидит.

* * *

Небоязненное засвидетельствование истины восстает перед врагами истины. Отсюда ревность ради Бога, особенно, где слава имени Его требует. Отсюда бывает то, что все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2Тим. 3, 12). Ибо мир не любит истины, которую верные рабы Божии свидетельствуют. Отсюда просияло столько тысяч мучеников и исповедников, которые не только устами, но и излиянием крови своей засвидетельствовали истину перед врагами Божиими.

* * *

Познанием истины Божией научаемся во всем Ему верить, что Он ни говорит, ни открывает, ни обещает и ни предсказывает нам. Потому что Бог солгать не может, ибо Он – вечная Истина, но непременно то, что открывает, так и есть, как открывает, и что обещает и предсказывает, то непременно в свое время сбудется. Верен Господь во всех словах Своих (Пс. 144, 13). Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф. 24, 35).

Отсюда последует страх суда Божьего, который Бог в слове Своем возвещает, а от этого истинное покаяние. Оттуда – надежда и утешение кающемуся, ибо Бог кающихся обещал помиловать; надежда в молитве, ибо молящихся обещал услышать; надежда воскресения мертвых, вечной жизни и будущих благ, которые приготовил Бог любящим Его (1Кор. 2, 9).

* * *

Бог истинен, и слово Его – истина. Что Бог открывает, то точно так есть, как открывает, и что обещает и что предсказывает, то непременно в свое время сбудется. Слова Божии не прейдут (Мф. 24, 35).

Истину Божию познаём из того, что сбываются слова Его. Предсказал Бог прародителям в раю, что, вкусив от заповеданного дерева, смертью умрут, – и, вкусив, умерли. Объявил, что потоп будет, – и был потоп. Сказал праотцу Аврааму, что потомки его переселятся в Египет, и обижаемы будут там, и избавятся, – и сделалось так. Обещал им дать землю Ханаанскую в наследие – дал. Обещал послать Мессию в мир и так спасти мир, – и сделалось так: пришел Мессия, и спасаются верующие в Него.

По прошедшим событиям заключаем и о будущих. Объявил в Писании, что будет воскресение мертвых, будет суд Христов, будет мука вечная и вечная жизнь, – и непременно будет так. Так это истинно есть, как истинно то, что вчерашний и прочие прошедшие дни были, и нынешний есть. Потому слово Его святое, в Библии написанное, за основание и утверждение веры нашей и всего нашего благочестия имеем, так как слово Его истинное, неложное и достоверное, как и Сам Бог. Ему так должно верить, как если бы Сам Бог непосредственно к нам говорил. Свидетельство Господне верно. Ему более должно верить, нежели всему миру. Ибо все люди солгать могут, но Божие слово солгать никак не может.

* * *

От познания истины Божией последует:

1. Ни в чем не будем сомневаться, что Бог ни открыл, или обещал, или предсказал в Святом Писании.

2. В свойствах Божиих, в Писании Святом нам открытых, твердо уверяемся.

3. Познаем волю Его, чего она от нас хочет, и чего нам хочет, то есть, хочет нам спасения и нас блаженными сотворить, а от нас требует почитания, благодарности и прочего.

4. Уверяемся в будущем, то есть, в воскресении мертвых, в суде Христовом, в вечной муке и жизни вечной, так как все это в Писании Своем открыл нам Бог.

5. И так познание истины Божией возбуждает в нас веру, надежду, страх, любовь к Богу и ближнему.

6. Последует верность к ближнему и уничтожается ложь, лесть, обман, лицемерие. Бог истинно и верно с нами поступает, и нам должно верно с ближними поступать.

Рассуждай истину Божию и читай святое Его слово, и утвердишься в истине. Точно веруй, что подобает всему написанному исполниться. Слово Божие есть истина (Ин. 17, 17). Истина Божия научит тебя веровать всем заповедям Его, веровать в Евангелие Его, бояться суда Божьего и последующей казни, желать и усердно искать вечной жизни, презирать мир и все, что в мире, каяться усердно и молиться, и призывать имя Его.

* * *

Истина Господня пребывает во век (Пс. 116, 2). Для чего?

Потому что Сам Бог защищает и сохраняет истину Свою. Слово Божие есть истина (Ин. 17, 17).

Слово истины было от начала мира. Содержали его святые патриархи, и научились ему от Самого Бога. Проповедал Моисей в своих книгах и научил дом Израилев. Открывали пророки слово истины и проповедали людям Божиим. И так от начала мира до пришествия Христова была неподвижной истина Господня, и все, неуклонно ее держащиеся, спаслись.

Христос, пришедший в мир, свидетельствовал об истине, и что держали патриархи, проповедали пророки и прообразовал закон, то все словом Своим, учением, чудесами, страданием утвердил и Кровью Своей запечатлел. После Христа апостолы то же слово истины проповедали нам, и святители Христовы, их преемники, и учителя истолковали и изъяснили, и вся Церковь от начала мира до Христа, и от Христа даже доныне слово истины содержала, содержит, и содержать будет даже до конца мира. И так истина Господня пребывает во век.

Ложь, прелесть и суеверие непостоянно и нетвердо. Сколько язычники суеверие свое утверждать старались, книги их показывают, но проповедью апостольской все это обличено, и как мгла от солнца исчезло, и как тьма от света прогнано. Каких только ложных мудрований не вымышляли еретики, и слово истины, к своей погибели, развратить старались? Но все их мудрование оказалось ложным, и старание – суетным, и рассыпали его проповедники истины. И из этого познается, что все, что нетвердо и непостоянно – это вымысел человеческий, и хотя является в некоторой степени, и видится нечто, но скоро как мгла, как пар, как дым, как сон исчезает.

Слово истины как солнце, которое от начала мира доныне сияет, и отныне до конца сиять будет. Так учение пророческое и апостольское сияло, сияет и сиять будет до конца мира всему миру. Хорошо делают обращающиеся к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах их (2Петр. 1, 19).

* * *

Истина евангельского учения из того еще познается, что его проповедники и держащиеся его гонение терпят в мире сем. Евангельское учение есть учение небесное, от Бога происшедшее, и потому сатана, князь мира, и сыновья века сего, в прелести его пребывающие, не любят этого небесного семени и чад от него духовно рожденных. Об этом все прошедшие века свидетельствуют.

Видим это и ныне, видим, что пока человек по законам мира живет и похотям мирским служит, – он любезное чадо миру, а как только примется за Слово Божие и зачнется в нем его спасительный плод, то его все, как странника и пришельца, чуждаются и гнушаются.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle