святитель Тихон Задонский (Соколов)

Награда

Видишь или слышишь, что монарх земной раба своего за верную услугу награждает изобильно. При этом размысли, как Христос, Царь Небесный и вечный, верных Своих рабов наградит и прославит в Царствии Своем по неложному обещанию: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор. 2, 9), – и еще: тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13, 43). Тогда они подлинно увидят и поймут, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая от кроется в них (Рим. 8, 18). Тогда они увидят то, чего здесь глаз не мог видеть, и услышат то, чего здесь ухо не могло слышать, и почувствуют то, что здесь на сердце не могло взойти. Тогда возрадуется сердце их, и радости их никто не отнимет у них (Ин. 16, 22).

* * *

Желают люди награждения за работу и труды. Христос обещает нам вечное награждение во Царствии Своем. Посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут есть; рабы Мои будут пить; рабы Мои будут веселиться; рабы Мои будут петь от сердечной радости (Ис. 65, 13–14).

Работающие ради Иисуса и здесь награждение свое имеют. Ибо истинная добродетель сама по себе есть награждение имеющим ее. Ибо где истинная добродетель, там любовь; где любовь, там добрая и спокойная совесть; где спокойная совесть, там мир и покой; где мир и покой, там утешение, радость, веселье и сладость.

* * *

Смотри и рассуждай, что Господь крестоносцам и страдальцам говорит: блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф. 5, 11). Видишь, кого Христос, истина, солгать не могущая, ублажает: не богатых, не славных, не роскошных, не сластями питающихся, не тех, которых мир несмысленный ублажает, хвалит, славит и величает, – мир, говорю, слепой, который что видит, то или ублажает или ругает, а чего не видит, того и не знает, и ни желать, ни отвращаться не помышляет. Но кого ублажает Господь, праведный во всех словах Своих (Рим. 3, 4)? – Тех, которых мир ругает и изгоняет, как непотребных, и всякие злые речи и хулы на них вымышляет, не ради чего иного, как потому только, что они Христовы, что Христа любят, почитают и Христу любовью последуют, по стопам Его ходят, под знамением Его подвизаются, и каждый свой крест несёт.

Ибо не тот блажен, кого хвалит ложный язык, не знающий истины, но кого истинный и праведный Судия похвалит. Видимое блаженство, как пузырь на воде, является и исчезает, а невидимое – твердо, постоянно и вечно. Первое мнимо и ложно, а второе истинно. Каково блаженство того, который вчера был богат, славен, честен, веселился, но сегодня так, как и нищий, безродный и бесчестный во гробе лежит? И когда бы душа, изошедшая из тела, не затворена была в темнице ада! Вот какое блаженство, которое хвалит и ищет мир!

Невидимое же блаженство ныне начинается верою и надеждою, а там совершается получением обетования. Ибо надежда утвержденная как веселит и ободряет, так и блаженным делает человека. Надежда на человека и на всякое создание обманывает, потому что на гнилом основании утверждается, но на Бога надежда не солжет, только бы тверда была. Что Бог обещал, то так истинно и верно есть, что как бы оно уже самим делом исполнилось. Ибо Бог истинен, и Свое слово твердо сохраняет, хотя часто и искушает нашу надежду.

Далее придает Господь: радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5, 12). Видишь, что радоваться и веселиться о кресте и страдании велит Господь. Чего ради? Ибо велика ваша награда. Где? Не на земле, где все отходит: и печаль, и веселье, и наказание, и мзда, и блаженство, – и страдание вскоре престает. Но где? На небесах. Там все постоянно, и твердо, и вечно. Там, где Сам Бог похваляет и венчает, прославляет и ублажает, обогащает и увеселяет, упокоевает и утешает, и божественное Свое лицо светлое, милостивое, увеселительное рабам Своим являет.

Там награда велика, где уготованы блага любящим Бога, которых не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1Кор. 2, 9), где увидят Бога лицем к лицу (1Кор. 13, 12), где будут подобны Ему, потому что увидят Его, как Он есть (1Ин. 3, 2), где праведники воссияют, как солнце(Мф. 13, 43). Там, где уготованное Царство от сложения мира благословенным Отца Небесного (см.: Мф. 25, 36), где праведники живут во веки; награда их – в Господе, и попечение о них – у Вышнего; где получат Царство славы и венец красоты от руки Господа (Прем. 5, 15), где не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престо ла, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их (Откр. 7, 16–17), где приготовлена вечеря великая, где будут работающие Господу есть, пить и веселиться (Ис. 65, 13–14), где слава Господня явится (Пс. 16, 15), где будут торжествовать и восклицать над смертью и адом: смерть! где твое жало? ад! где твоя победа (1Кор. 15, 55)? Где, наконец, не будет ни скорби, ни вопля, ни жалобы, ни печали, ни воздыхания, ни сетования, ни плача, ни нищеты, ни голода, ни жажды, ни холода, ни жары, никакого неблагополучия и бедствия, а будет радость, веселье, восклицание, утешение, прохлаждение, покой, богатство, слава, царство, мир, как река текущая, и всякое блаженство, которого ни ум понять, ни слово сказать, ни перо написать не может.

Тогда тленное переменится в нетленное, смертное в бессмертное, гнилое в неувядающее, временное в вечное, страдание в радость, печаль в веселье, клятва в благословение, нищета в богатство, немощь в вечное здравие, уничижение в небесную славу, поношение в честь. Тогда исполнится слово Господне: се, творю все новое (Откр. 21, 5).

Видишь, где и какая награда будет крест носящим и Христу последующим. Так они со Христом страдают, чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8, 17). Он уничиженное тело их преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп. 3, 27). Те, которые сообразуются страданию Христову, сообразны будут и в славе Ему. Это их посреди скорби веселит, в страдании укрепляет и в подвиге содержит. Надежда без утешения не бывает, и самое тяжкое мучение умягчает и преодолевает.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle