святитель Тихон Задонский (Соколов)

Близость Господа

Веруй и думай так, что Бог с тобой невидимо есть везде, и что бы ты ни делал и мыслил – видит все, и что бы ни говорил – слышит все. И старайся всегда верой Его видеть перед собою. А отсюда последует страх Божий, благоговение и почтение к Нему, опасение в словах, делах и мыслях, – так как перед Отцом своим не смеешь говорить и делать ничего пустого. Горе же тем, которые перед лицом Божиим бесчинствуют и величеству Его не воздают почтения!

* * *

В доме своем находишься? Тут Бог.

В пути? Не оставляет тебя Бог. На квартиру пришел? Тут Бог. В городе или селе пребываешь?

Там присутствует Бог.

В пустыню или на край земли побежишь? Там прежде тебя Бог.

В земле или на глубине морской хочешь скрыться? И там Он с тобой.

Думаешь: «Не скроюсь ли во тьме и ночи от Него?» Нет, ненадежно это убежище! У нас – день и ночь, свет и тьма, но у Бога нет тьмы, нет ночи, а все свет и день. Очи Божии несравненно светлее солнца, и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные (Сир. 23, 27–28).

* * *

Бывает, что, когда господин где-то близко находится, а рабы его не видят или не знают, что он близко, раб, знающий о нем, других рабов предостерегая, чтобы шумом своим или иным каким бесчинством его не прогневали и не были бы наказаны, говорит им тихо: «Тише» или:

«Молчите – сам здесь». Так и рабы Божии, пророки и апостолы, Духом Божиим просвещенные, предостерегают нас, христиане, и говорят нам: «Слышите: сам здесь Тот, Который есть везде и все исполняет». Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко (Флп. 4, 5).

Христиане! Берегитесь – Господь близко. Берегитесь греха в слове, и в деле, и помышлении –Господь близко, Тот, Который грех ненавидит, и им оскорбляется и прогневляется, и согрешающих наказывает. Вы, которые собрались в храм Господень на молитву и славословие Божие, услышьте: Господь близко. Здесь Сам Господь, перед Которым стоите, молясь, и смотрит, как вы перед Ним стоите, каким духом и сердцем Ему молитесь, как поете и славословите Его…

Вы, которые заседаете на месте суда, судите и рассуждаете между правым и виноватым, между обиженным и обидевшим, услышьте: Господь близко. Сам здесь, Судия судей и Судящий всей земле праведно, Царь царствующих и Господь господствующих. Сам Он здесь невидимо присутствует, и видит ваши дела, начинания и помышления, и слышит ваши слова, и смотрит на вас, как вы судите людей Его, как и кого оправдываете, кого и за что обвиняете…

Итак, поступайте, возлюбленные, в суде вашем так, как Бог повелел вам. К этому и клятва ваша, которую вы дали перед Ним, обязывает вас, и дело правосудия требует, на которое вы позваны, да не изольет на вас праведный гнев Свой Господь, неправдою вашей раздраженный.

Вы, которые в этом мире называетесь господами и имеете под собою рабов и крестьян, услышьте: Господь близко. Сам Господь здесь и видит ваши дела, и смотрит, как вы с людьми Его, вам подчиненными, поступаете. Он не так, как человек, – лицеприятия не имеет, но у Него все равны: и господа, и рабы их. Берегитесь, возлюбленные, да не разгневаете Господа вашего, Который Сам здесь присутствует.

Вы, которые называетесь родителями, имеете детей, услышьте: Господь близко. Сам Господь здесь, Который видит ваши дела и слышит ваши слова. Как с детьми вашими поступаете?

Как их учите и наставляете? Не учите ли вместо истины суете и вместо страха беспечности? И вместо наставления и полезного учения не подаете ли яда соблазнов юным сердцам?

Смотрите, возлюбленные, поступайте осторожно перед Богом, смотрящим на вас, и перед юными детьми вашими, которые примечают, что вы делаете и что вы говорите, и сами учатся так же делать и говорить.

Вы, которые проповедуете Слово Божие, услышьте: Господь близко. Сам Господь здесь и видит, какими вы руками и каким языком священного Его сокровища касаетесь. К славе ли Его и пользе ближнего тот великий дар Божий употребляете или к своей похвале. Сам Господь здесь, испытующий сердца и утробы...

Вы, которые торгуете и продаете, услышьте: Господь близ ко. Сам Господь здесь, Который видит ваши дела, смотрит, как торгуете и как продаете. Не продаете ли гнилую вещь за крепкую, плохую за хорошую и дешевую за дорогую? Не лжете ли? Не обманываете ли в своих товарах ближних ваших? И, что хуже того, не клянетесь ли лживо именем Божиим ради скверного прибытка? Устыдитесь и побойтесь перед очами Божиими лгать, и страшное имя Его во лжи призывать, и людей Его обманывать.

Вы, которые за трапезой сидите и вкушаете дарования Божии, услышьте: Господь близко. Сам Господь здесь и смотрит на вас. Как вкушаете Божьего добра? С молитвой ли и благодарением? Вкушаете Божие благодеяние, но помните ли Благодетеля? Все добро Божие, а не наше. Господня – земля и что наполняет ее (Пс. 23, 1).

Вы, которые, собравшись вместе, разговариваете, услышьте: Господь близко. Сам Господь здесь, и смотрит на вас, и слышит, что и о ком говорите. Берегитесь, чтобы разговор ваш не был во грех вам. Осторожно говорим перед царем присутствующим, тем более – перед Богом, Который здесь, и там, и во всяком месте присутствует. Смотрите, как, и что, и о ком говорите.

Вы, которые хотите душу и тело свое осквернить нечистотой, услышьте: Господь близко. Сам Господь здесь, Который видит беззаконное начинание ваше. Устыдитесь и побойтесь беззаконничать перед очами Божиими.

Вы, которые гневаетесь на ближнего вашего и думаете ему отомстить и повредить, услышьте: Господь близко. Сам Господь здесь и видит злой умысел ваш. Устыдитесь, и побойтесь присутствующего Господа, и оставьте ваше злое начинание.

Вы, которые думаете чужое добро украсть и похитить, услышьте: Господь близко и видит ваше задуманное дело. Устыдитесь и ужаснитесь перед очами Божиими совершать беззаконное дело.

Вы, которые или от злобы своей, или от злой привычки, клевещете и осуждаете ближнего своего, услышьте: Господь близко и слышит вашу клевету, которой сеете соблазны для людей, и суд ваш, которым подобных себе грешников судите. Устыдитесь и побойтесь Господа, перед Которым клевещете и осуждаете людей Его, и удерживайте язык свой от этого дела беззаконного. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего... (Мф. 7, 3–5)

Всякий христианин услышь: Господь близко. Где ты ни находишься, что ты ни делаешь, что ни говоришь и ни мыслишь, Он присутствует с тобой, и всякое дело твое видит, и слово слышит. Устыдись, возлюбленный, и побойся перед Господом твоим согрешать, как стыдишься и боишься перед царем земным и иной властью закон нарушать.

Не уподобляйся, любезный, нечестивым, которые не имеют Бога пред собою (Пс. 53, 5), а уподобляйся тому святому мужу, который написал о себе: всегда видел я пред собою Господа (Пс. 15, 8). Увидь и ты перед собою Господа твоего везде и всегда. И что ни делаешь: или говоришь, или мыслишь, или ешь и пьешь, или дома сидишь, или в пути идешь, или продаешь, или покупаешь, или молчишь, или с кем-либо беседуешь, или молишься, или воспеваешь Господа твоего, – да пребывает Он всегда перед умными очами твоими, хотя и не видишь Его.

Почитай Его сердцем, устами и делами своими, как почитаешь присутствующего царя. Если же совершишь проступок и в чем-либо погрешишь перед Ним как человек, не медли, но тотчас падай перед Ним со смирением и проси прощения:

«Согрешил, Господи, помилуй меня!» И отпустится тебе согрешение твое, ибо Милостив Он и Человеколюбив и знает нашу немощь.

Услышь и ты, душа моя, и стыдись, и бойся везде и всегда Господа своего! Услышь и ты, о богобоящаяся и благочестивая душа, нелицемерно Господа своего почитающая, услышь: Господь близко, – Тот, Который говорит тебе: ты Мой. И если переходишь через воды, Я с тобою, и реки не покроют тебя; и если через огонь пойдешь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя (Ис. 43, 1–2).

* * *

О человек! Бог на тебя смотрит и, что ни делаешь, ни помышляешь, ни начинаешь, ни задумываешь, все, что любишь, что ненавидишь, чем утешаешься и чем оскорбляешься, чего ищешь, от чего убегаешь, как к Нему, Создателю твоему, относишься, как с ближним твоим поступаешь, – видит, как и что говоришь, как и что спрашиваешь и отвечаешь, слышит и воздаст тебе по пути твоему и по плоду начинаний твоих. Смотри, возлюбленный, поступай осторожно, не как неразумный, но как мудрый!

* * *

Веруй сердечно Ему как Богу; угождай Ему верой и правдой; всю надежду твою полагай на Него и от сердца призывай Его. А Он близко от тебя, Он с тобою, сохраняя тебя. И где ни будешь, в какой скорби и искушении ни находишься, Он с тобою, и смотрит на подвиг твой, и невидимою рукой укрепляет тебя и помогает тебе; и даже если все злые люди восстанут на тебя и бесовские полки окружат тебя, все будет безуспешно. Господь сохранит тебя, Господь – покров твой с правой руки твоей. Днем солнце не обо жжет тебя и луна ночью не по вредит. Господь сохранит тебя от всякого зла, сохранит душу твою Господь. Господь будет охранять вход твой и исход твой, отныне и до века (Пс. 120, 5–8).

* * *

Чем более приближается солнце, тем более уменьшается тень. Так и благочестивое сердце: чем ближе приходит к нему Бог со Своим светом и дарованиями, тем более он познает свое ничтожество и смиряется перед Богом и людьми, себя малейшим считает. Напротив, чем далее отходит солнце, тем большая бывает тень; как заходит солнце, тень великой делается; зайдет солнце, исчезнет и тень великая. Так и человек: насколько удаляется от него Бог, настолько в сердце своем возносится и величается; насколько же человек возносится, настолько от Бога удаляется и Бог от него; и как тень исчезает, когда солнце скрывается, так исчезают и те, которые считают себя великими, когда Бог от них скроется.

* * *

Солнце, хотя всю поднебесную освещает и всем лицо свое являет равно, однако всякому кажется, что как бы на него одного смотрит, и что ни делаем, на всякого из нас как на одного только смотрит, и куда ни идем, с нами идет, хотя всегда равно течение свое от восхода к западу совершает. Так и вечное и духовное Солнце – Бог. Хотя и на всех равно смотрит и всякого дело и помышление, намерение, начинание, замысел видит и слово слышит – и со всяким на всяком месте есть; и работает ли кто или почивает, стоит или идет, добро или худо делает – с ним есть, и на дело доброе и худое смотрит, и в книге своей записывает – дабы воздать всякому по делам его.

Однако так за всяким из нас надзирает и все примечает, что как бы, все созданные вещи оставив, на одного только меня или тебя смотрел; и что я или ты хотим делать, говорить, мыслить, начинать и намереваться, доброе или худое, совершенно знает и видит так, как бы оно уже на самом деле было и делалось. И намного лучше и совершеннее все знает и видит, нежели мы сами знаем и видим; и все это видит и смотрит так, что как бы, все прочее забыв, только на нас, наше дело, начинание и намерение смотрел. Так о Нем Святое Писание свидетельствует: все пути мои пред То бою, Господи (Пс. 118, 168), – глаголет святой Давид. И еще: Господи, Ты испытал меня и узнал меня: Ты узнал, когда я сажусь и встаю. Ты издали уразумел помыслы мои. Стезю мою и путь мой Ты исследовал и все пути мои Ты предвидел (Пс. 138, 1–3).

От этого учимся, христиане:

1. Бояться Бога и беречься от всякого греха в слове, деле, помышлении, начинании и намерении. Потому что Он как слово наше слышит, так дело, помышление и намерение явно видит, и всякому по делам воздает, и согрешающего в самом деле может праведным судом поразить; и нет такого сокровенного места, в котором скрыться могли бы мы от этого всевидящего ока, ибо оно не только внешнее дело видит, но и тайное помышление, и в глубине сердца сокровенное проницает. Делаешь ли что против совести в сокровенном месте, или помышляешь в сердце своем, или намереваешься что делать – это уже явно Богу. Берегись же греха как смертного яда – да не познаешь на себе праведный суд Божий.

2. Учимся уповать на благость Божию, ибо Он везде с нами. И как солнце, ясно сияющее, везде с человеком есть, освещает и согревает его, где бы он ни был, и в благоденствии или злополучии, так и благость и человеколюбие Божие везде с нами и никогда не отступает от нас, но всегда согревает и сохраняет нас, находимся мы в доме нашем и на пути, в своей стороне или чужой, пребываем в благополучии или злополучии, в здравии или болезни, в печали или радости.

3. Когда нас враги наши гонят, поносят и злословят – молчать, и не отвечать, и предавать все Ему, ибо Он все слышит и знает; достойно ли или недостойно от них гонения и поношения страждем – Ему явно все. И как дети перед отцом не говорят против хулителей своих, но на отца своего взирают и от него ждут защиты, так должны мы перед Богом, Отцом нашим Небесным, с врагами нашими поступать, ибо Он всегда с нами и мы перед Ним всегда находимся, – не отвечать им, но с молчанием очи душевные возводить к Нему и говорить с псаломником: ты услышишь, Господи Боже мой (Пс. 37, 16)!

4. Отсюда учимся молиться Ему не только явно, словами, но и в тайне сердца нашего. Ибо Он не только слова наши слышит, но и воздыхания, желания и расположение сердца нашего разумеет, как говорит пророк: желание убогих Ты услышал, Господи, преданным Тебе сердцам внимало ухо Твое (Пс. 9, 38). И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу (Ис. 65, 24), – говорит Господь.

5. Учимся, наконец, что когда согрешим перед Богом, от гнева Его никуда убежать не можем, ибо, куда ни обратимся и ни побежим, везде Он нас предваряет и встречает. Куда пойду от Духа Твоего и от Лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, – Ты там; сойду ли в ад, – Ты там пребываешь. Если подниму крылья мои поутру и поселюсь на краю моря, – то и там рука Твоя поведет меня и удержит десница Твоя (Пс. 138, 7–10), – говорит псаломник. Одно убежище нам, грешным – милосердие Его, к которому, от гнева Его праведного убегая, и прибегать должны мы, и перед Ним припадать, и с сокрушением сердца просить прощения.

* * *

Бог на всех нас смотрит и дела наши и помышления испытывает; и ничто перед Ним не утаено, что ни делается во дни и в ночи, ибо перед Ним как день, так и ночь равны. Но знает и то, что будем делать, помышлять и говорить, и всякое дело, слово и помышление наше в книге Своей записывает, и по тому всякому воздаст. Если кто грех какой творит явно или тайно, если крадет, убивает, блудодействует и прочее беззаконие делает – видят очи Его. Если кто злословит, хулит, ругает, клевещет, сквернословит и прочие беззаконные слова произносит – слышат святейшие уши Его. Если кто в сердце своем замышляет что худое и злое – уже знает Он это. Если кто ненавидит, презирает ближнего своего, если злится на него и отомстить ему хочет как-нибудь – уже это явно перед Ним, и за это воздастся ему. Размышляй об этом, христианин, и берегись перед всевидящим оком Божиим грешить и беззаконничать. Беззаконно и бесстыдно перед царем земным – человеком, перед властелином, перед отцом плотским и перед всяким честным человеком бесчиние показывать, ибо таким бесчинием присутствующему лицу досада и бесчестие делается. Насколько более перед величием Божиим делать такое беззаконно, бесстыдно и страшно. Не видишь ты Его, но Он видит тебя, ибо близко от тебя есть. Берегись же досаждать и бесчестить величию Его – дабы не узнать на себе Его суда праведного.

* * *

Спаситель наш Господь Иисус Христос, ведая, что рабы Его, верные, истинные христиане, в мире скорбны будут, как и предрек им: в мире будете иметь скорбь (Ин. 16, 33), – ради этого обещался с ними, по Своему человеколюбию, всегда неотлучно быть, хотя видимо и отлучился; потому во утешение им и это слово сказал: се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 2). Эту надежду имея, верные вместе с Церковью радостно к Нему восклицают: «О Божественного! о любезного! о сладчайшего Твоего гласа! с нами бо неложно обещался еси быти до скончания века, Христе. Егоже верные утверждение надежды имуще, радуемся»8. Это дражайшее и сладчайшее Свое присутствие рядом с верными и в Ветхом Завете объявлял Бог. Иакову, святому патриарху, говорил Бог: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благо словлю тебя (Быт. 26, 24). И далее: Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно(Быт. 46, 4)...

Это присутствие Божие рядом с верными Своими рабами не такое, как с прочими людьми и тварями, поскольку Бог как Вездесущий везде и во всяком месте есть, разумеется, – но благодатное и утешительное и хранящее их как чад Своих, как о том Моисей святой в песне своей говорит: ограждал его (Израиля), смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, и прочее (Втор. 32, 10–11). Этим благодатным Божиим присутствием ободряемы, верные дерзают и говорят Богу с пророком: если я пойду посреди тени смертной, не убоюсь зла; ибо Ты, Боже, со мною (Пс. 22, 4). Дерзают в узах, темницах, изгнаниях, пленениях, бранях, страданиях и самих смертях, ибо Господь близко от них, сохраняя и спасая их, и говорят с пророком: с нами Бог (Ис. 8, 10); говорят с псалмопевцом: Господь пасет нас, и ничего нас не лишит (Пс. 22, 1); восклицают с апостолом: если Бог за нас, кто против нас (Рим. 8, 31)?

Рассуди же, возлюбленный христианин, какое большее может быть утешение боголюбивой душе, чем Бога рядом иметь и на Него очами веры смотреть? А где Бог со Своим благодатным присутствием, там всякое утешение, радость и веселье. Почувствовал это псалмопевец на себе: но я всегда с Тобою, Ты держал меня за правую руку, и советом Твоим наставлял меня и со славою принял меня. Что для меня существует на небе? и без Тебя чего желать мне на земле? Изнемогло сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего и часть моя, Боже, во век (Пс. 72, 23–26)! Чувствовали это и мученики святые, и в самых жесточайших страданиях веселились, и над диаволом и слугами его торжествовали. Чувствовали и все святые и всякие находящие скорби доблестно претерпевали. Чувствуют и ныне служащие Ему со страхом, и верою и любовью к Нему прилепляющиеся, и потому всякую сладость и утеху мира сего, как гной, презирают и гнушаются, одним этим внутренним своим сокровищем довольствуясь и утешаясь.

* * *

8

Песнь 9-я канона святой Пасхи.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle