Библиотеке требуются волонтёры

Источник

Богатство

Лучше с нищим Лазарем и ранами смердящим на гноище умереть, дабы быть отнесенным Ангелами на лоно Авраамово в вечную радость, нежели с богатым, одетым в порфиру и виссон, среди певцов и музыки окончить жизнь, и в ад низвергнутым быть, и в вечном пламени страдать (см. Лк. 16, 19–25).

* * *

Великим люди считают иметь богатство мира сего. Но для христиан великое – иметь богатство душевное внутри себя, то есть веру живую, благодать Божию и плод духовный: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5, 22–23). Это сокровище души христиане великим считают. Богатство мира только служит человеку, а при смерти отступает от него, и отходит он в тот век как один из нищих и убогих...

Сокровище душевное и здесь внутри себя носит человек и в тот век с ним отходит, и с ним он является Небесному Отцу и показывает свидетельство о себе, что он по имени и по существу своему христианин. А богач, который много вещественного богатства имеет, но душевного не имеет, с чем в тот век отойдет и какое свидетельство о себе покажет, что он в мире этом был христианин? Разве то, что много имел? Много имеют и турки, и идолопоклонники. Или то, что имя Божие исповедовал? И бесы веруют, и трепещут (Иак. 2, 19). Что пользы иметь сундуки, веществом наполненные, а душу пустую? Нищ тот богач, который внутри сокровища душевного не имеет, хотя вне себя и все имеет. Ублажают люди его, так как много всего видят у него, но перед Богом он окаянен, ибо Бог ничего не видит в нем, кроме нищеты (см. Откр. 3, 17).

Христианин! Постараемся душевное сокровище иметь внутри нас – и будем истинно богаты. Признаем нашу нищету – да Сам Бог благодатью Своею обогатит нас. Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обо гатились Его нищетою (2Кор. 8, 9). Чудная нищета, которая обогащает нас, чудное и богатство, которое от нищеты бывает! Христово это дело, ибо для Того, Кто, будучи богат, обнищал ради нас, все возможно. Но и написано: все возможно верующему (Мф. 17, 20; Мк. 9, 23).

* * *

Видишь, что цветок или от зноя, или от мороза скоро увядает или дым или пузырь на воде скоро исчезает. Так и богатство, честь и слава мира сего: не успеют явиться и показаться, как при нашедшей или буре бед, или кончине все исчезает, как и не бывало. Посмотри на могилы и увидишь, что по смерти богатые и славные ничем от нищих и простых не отличаются. Все, как прах земной, в землю возвратились и обратились. Оставили они мир – оставила их и слава и богатство отступило; и сделались богатые как нищие, и славные как простые, и сравнились господа с рабами своими, богатые с убогими так, что нельзя узнать, где господин и где раб его, где богатый и где нищий лежит. Этот случай и рассуждение учит нас искать истинного душевного богатства и славы, которые от нас не отступят, если их обретем; а за утехами мира сего не гоняться, ибо они, как дым и пузырь, исчезают и вместо мнимого веселья истинную скорбь нам оставляют.

* * *

Рассуди всякий, не великое ли безумие было бы у того человека, который, находясь в чужой стране и скоро собираясь возвратиться в дом свой, начал бы там строить богатые дома, которые бы вскоре вынужден был оставить, и так бы бесполезным только был труд его; или того, который, точно известившись, что вскоре, через два дня или две недели, умрет, однако собирает богатство, ищет чести и славы? Воистину всякий бы того и другого несмысленным назвал! Так несмысленно делают те люди, которые в мире этом заводят богатые и излишние строения, собирают великие сокровища, ищут чести и славы, ведая, что все это вскоре в стране этой следует оставить и идти в место свое без всего того.

Никто ничего из мира сего с собой не уносит, ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него (1Тим. 6, 7). И хотя всякому из таких, которые собирают, а не в Бога богатеют, Божий глас гремит: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил (Лк. 12, 20)? – и хотя все каждый день видят, что богатые и нищие, славные и бесславные, почтенные и простые равно восхищаются и в тот век переходят, и восхищаются поразному и часто неожиданно, так что те, которые надеются долго пожить, внезапно жить перестают, и что видят на других сбывающимся, того и себе бы должны ожидать, однако так богатеть и прославиться в этой чужой стране стараются, как будто многие тысячи лет или без конца жить здесь собирались.

* * *

Дается нам богатство не ради нас одних, но и ради ближних наших, которые того требуют. Видишь, как неправедно делают люди, когда то добро, которое дано на общую пользу, на свои прихоти расточают и так воле Божией противятся. Такие богачи – расточители богатства, а не строители; а те, которые хранят в сундуках богатство свое, – стражи его и рабы, а не Божии слуги и рабы. Поэтому надо всякому богачу рассмотреть, куда и на что богатство, ему Богом данное, издерживает. Надо всегда помнить тот страшный голос Судии праведного: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть (Мф. 25, 41–43), – и Авраамов ответ богачу, который, облачаясь в порфиру и виссон, каждый день пиршествовал блистательно: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь (Лк. 16, 25). Алчет Христос, подающий всем богатство, алчет в братьях Своих – нищих христианах, но богачами сластолюбивыми и скупыми бесстыдно презирается! Лежат и ныне многие Лазари у ворот богатых, но пагубная роскошь ослепляет им глаза, чтобы не видеть их, и удерживает руку от творения милости им. О, роскошь и скупость – противоположные сестры, но обе смертоносно заражают человеческие сердца. Одна учит расточать богатство, другая – хранить и стеречь, но обе на погибель человеческую: одна расслабляет, другая связывает человека, но и та и другая умерщвляет душу его.

* * *

Самолюбие, скупость, сребролюбие и немилосердие много вымышляют причин и извинений, которых и перечислить невозможно. По этим-то причинам трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф 19:23), поскольку:

1. уповают на богатство свое, а не на Бога живого, что есть идолослужение;

2. в богатых скупость и сребролюбие гнездится;

3. гордость и ее дочь – презрение бедных и убогих;

4. немилосердие к страждущей, подобной себе братии;

5. пагубная роскошь и прочее. А всему корень – самолюбие. Не богатство виновато в погибели богатых, ибо богатство есть Божие дарование, и многие богаты были, но и благочестивы, как то: Авраам, Исаак, Иаков и прочие праотцы наши, каковы и ныне многие, – но что же? Сердце самолюбивое и прилепляющееся к богатству и от Бога живого отвращающееся. Поэтому псаломник говорит: если притекает богатство, не прилагайте сердца (Пс. 61, 11). Примечай здесь, любезный читатель, что здесь говорится о богатстве праведном, а не о том, которое собрано неправдой, хищением, беззаконной лихвой, лестью и коварством. Это богатство пагубное и стяжателя своего навечно погубит, если злом собранного праведно не расточит и истинного покаяния и плодов его не принесет.

* * *

Часть, которая горькое мира сего составляет блаженство, – это богатство. Многие и этого, как чести и славы, желают и ищут, но не все обретают, а которые обретают, со многим трудом обретают, с большим берегут, с великою печалью лишаются. Сколько таких, которые богатства, такими трудами собранного, в один час лишились и лишаются! Огню и вору и прочему бедственному случаю всякое подвержено богатство. Но если даже кто-либо до кончины пребудет в этом своем мнимом благополучии, возьмет ли с собою его, отходя от мира? Нет, оставляет все в мире, что в мире имел. Серебро, золото, каменья драгоценные, земли, вотчины, крестьяне, слуги, кони, кареты и все сокровище в мире остается – один отходит от света, как и вошел в свет. Гроб малый как нищего, так и богатого восприемлет и вмещает. Все прочее уже не его – другому в руки перешло. Тут праведно всякий признает, как безумно делает, кто блаженство в богатстве полагает.

А что если богатство было собрано неправдою, хищением, лестью и прочими беззакониями, как по большей части бывает? Тогда, оставляя богатство другим, сам с собою тяжкое бремя беззаконий относит. Тогда вместо мнимого блаженства истинное бедствие встречает его: при самом исходе мучительная совесть, судом Божиим и вечною мукою устрашающая. По исходе праведное по делам воздаяние настает. Тогда узнает прельщение и познает, что он трудился ради прибытка и корысти других, а ради своей погибели. Тогда от сердца признает, сколь великая есть прелесть собирать богатства, а не в Бога богатеть (Лк. 12, 21). Весьма убог тот богач, который деньгами изобилует. Бедственное то богатство, которое от истинного блаженства отводит. Нет там никакой прибыли, где урон душе. Весьма худо христианину за временным богатством гоняться, которое вскоре оставить принужден бывает, и оставлять вечное, к которому позван.

Спросите: «Какое богатство истинное и непоколебимое?»

То, которое Христос предлагает нам: собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут (Мф. 6, 20). Это сокровище верою, которая любовью поспешествуема бывает, собирается здесь и открывается на небесах любящим Бога. Там им отверзнутся сокровища благ вечных, которых не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1Кор. 2, 9).

* * *

Жилище христиан – на не бесах, по учению апостола (см. Флп. 3, 20). Потому, если и притекает нам богатство, не должно нам прилагать к нему сердца (Пс. 61, 11), но через руки нищих туда предпосылать, ибо где сокровище наше, там будет и сердце наше (Мф. 6, 21).

* * *

Когда подается тебе богатство, то поступай следующим образом:

1. Благодари Бога, Который подает тебе, недостойному.

2. Не прилагай к нему сердца твоего, по увещанию пророка: если богатство притекает, не прилагайте к нему сердца (Пс. 61,11), но к Богу единому прилепляйся и люби, с пророком говоря: «Мне прилепляться к Богу благо есть»9. Ибо должно любить Благодетеля, а не благодеяние, и Подателя, а не дарование, и Создателя, а не создание.

3. Употребляй богатства не на прихоти мирские и плотские, не на богатые трапезы, дома, кареты, сосуды, одеяния и прочее, как обычай бывает у любителей пиров и плотоугодников, но со страхом и смирением, как не свое, но Божие добро, умеренно и воздержано, на нужды, а не на угождение плоти употребляй. Помни, что за расход его ответ Богу отдашь: распорядитель ты, а не хозяин, работник, а не господин. Ибо один только Господь есть Господь имений наших, как и всего мира, перед Ним следует нам явиться и ответ за все дать.

4. Снабжай им нищих, убогих, храмы святые и служащих в них, училища, богадельни. Дается тебе богатство, чтобы и ты давал. Бог дает его – отдавай и ты Божие во славу Божию. Будь как рука, которая принимает и отдает. Будь строителем, а не хранителем и расточителем богатства.

5. Не гордись, не возносись богатством, поскольку не твое, на время оно тебе дано, на твою и ближнего пользу, и со временем отойдет от тебя. Помни, что ты нищ и убог, как и прочие люди. Ибо все нагими рождаемся в мир, нагими и отходим от мира.

* * *

Богатство человеку или вредит, или пользу приносит. Польза от него бывает, если по воле Божией расходуешь его, а вред – если не так, как надлежит, его употребляешь. Будь же верным распорядителем имения Господня, человек, и истинно богатым будешь.

* * *

Богатство само по себе есть добро и не вредит человеку, но пользу приносит; вред же или польза будет от богатства – зависит со стороны человека: каков человек, который имеет его, таковым и бывает для него богатство, или вредным, или полезным. Так вино разумному – лекарство, а безумному – яд; меч доброму – защита, а злому – пагуба и ему, и другим; огонь и пользу приносит, и вред: пользу приносит тому, кто осторожно его употребляет, а вред – тому, кто неосторожно с ним поступает или во зло ближнему употребляет. Сам разум и полезен, и вреден: полезен тому, кто на пользу свою и ближнего его употребляет, а вреден тому, кто его во вред ближнему, следовательно, и себе употребляет, ибо не может человек вредить ближнему без большего вреда для себя. Так и богатство таково бывает, каково сердце у человека.

Но поскольку человек развращенное имеет сердце и в счастье не может умеренно поступать, то по большей части богатство вредит ему не со своей стороны, но со стороны человека, который не может правильно добро употреблять.

Потому апостол говорит: желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть (1Тим. 6, 9), и прочее. Потому Господь учит, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорит: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие (Мф. 19, 23–24). Потому приточник молится: нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «Кто Господь?» – и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе (Притч. 30, 8–9). И Давид, будучи богат и славен, молится Богу: склони сердце мое к откровениям Твоим, а не к любостяжанию (Пс. 118, 36). И других увещевал: если богатство притекает, не прилагайте к нему сердца (Пс. 61, 11). И апостол увещает: время уже коротко, так что и пользующиеся миром сим, должны быть как не пользующиеся; ибо преходит образ мира сего (1Кор. 7, 29, 31).

* * *

Если имеешь богатство, расходуй его так, как Слово Божие учит. Уверься точно, что богатство и наследие христианское сокровенно на небесах, и несравненно лучше, нежели земное и временное, – тогда все земное и временное за ничто вменишь и к вечному всегдашним желанием будешь стремиться. Ибо, где сокровище твое будет, там будет и сердце твое (Мф. 6, 21). Как сыновья века сего скорее избирают золото и серебро, нежели медь, так сыновья Царствия, истинные христиане, презрев все сокровища мира сего, всем желанием стремятся к горнему. Там их отечество, и наследие, и богатство, и слава, и честь, и дом, и все сокровище там. Там и вечеря, и брак, и утешение, и веселье, и радость уготована. Там одежда праздничная и брачная готова им. Там ждет их Отец Небесный и лики святых: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием (Лк. 14, 15).

Однако много званых, но мало избранных (Лк. 14, 24).

Постараемся быть, возлюбленный, не только между зваными, но и между избранными, дабы и мы сподобились есть и пить за трапезой Христовой в Царстве Его (см. Лк. 22, 30). О Господи, сподоби! О Господи, приведи! О Милостивый, помилуй и услышь нас!

Но надо прежде горести вкусить и со Христом терпеть, как говорит апостол (см. 2Тим. 2, 12). Вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем (Лк. 22, 28–30). Сколь сладко будет есть и пить на трапезе той! Но прелесть богатства, славы суетной и роскоши и сластей отводит бедного человека от этого.

Открой очи твои (Пс. 108, 18), о человек, и познай прелесть. Отведи очи и ум твой и сердце твое от земли и обрати к небесам. Уверься точно, что ты странник и пришелец здесь, и тогда познаешь прелесть, и доволен будешь тем, что имеешь, хотя и малое, и все в мире со страхом как странник и пришелец употреблять будешь. Ибо кто на пути обременяет себя? Не скорее ли всякое бремя свергает, чтобы легче идти? Кто в чужой стране скрывает сокровище себе? Не в отечество ли свое пересылает? На пути и в чужой стране ты, христианин! К горнему Иерусалиму позван ты, и там тебе отечество Бог показал. Почему же на пути и в чужой стране хочешь обогащаться? Ведь туда этого богатства не возьмешь, а все оставишь здесь, в чужой стране. Там богатство уготовано не тленное, а нетленное и неотъемлемое, но любящим Бога (1Кор. 2, 9), а не серебро и золото любящим.

* * *

Если кто праведно приобретенное богатство имеет (хотя такое редко бывает), и употребляет его не на роскошь, неумеренные строения и прочую суету, но сам им довольствуется умеренно, и храмы Божии, богадельни и нищих снабжает, и не высоко думает о себе и уповает не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; благодетельствует, богатеет добрыми делами, щедр и общителен и прочее (1Тим. 6, 17–18), то тому богатство не только не вредит, но и пользу приносит.

* * *

Если кто неправедно собрал богатство, тому надо праведно расточить то, что с обидой для ближнего собрал, подражая Закхею мытарю (см. Лк. 19, 8).

* * *

Если бы ты дал кому-либо сто [рублей] или сколько-нибудь денег и приказал бы ему, чтобы он и сам довольствовался этим, и бедных снабжал, а он все это или у себя удержал, или на свои только прихоти сорил, скажи, не было ли бы тебе и бедным, коих он должен снабжать твоим добром, данным ему, обидно и досадно? Воистину и тебе, и им была бы обида!

Бог дает имение и богатство людям на то, чтобы они и сами довольствовались им умеренно, и бедных им снабжали. Но когда люди или удерживают его в сундуках, или на роскошь и прихоти расточают, то также, или даже намного больше, досаждают Богу и бедных обижают. Ибо все богачи – приставники и приказчики Божии, а не хозяева.

Бог один – Хозяин и Господин всякого добра и богатства, и кому хочет, дает его и дает на общую пользу. Спрашиваешь ты с приказчика о деньгах, ему данных, куда и на что он их издержал, спрашивает и с тебя Господь о данном тебе от Него богатстве, и за каждый рубль дашь Ему ответ в день суда, на что ты его издержал. Итак, готовь ответ Ему.

Здесь речь о богатстве праведном. А неправедное, которое неправдой и процентом собирается, проклятию подлежит, как и собирающий его как законопреступник. Тому, кто хочет спастись, надо такое богатство расточать праведно, как во зле собранное, и покаяться, иначе как богатство, так и грех его удерживается, и чем более собирает так богатства, тем более собирает греха и гнева Божия.

* * *

9

Последование ко Святому Причащению.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle