святитель Тихон Задонский (Соколов)

Брак

Не давай обещания, что в брак не вступишь, но живи так без обещания и береги себя благодатью Божией, ибо многие обещают, но не исполняют. Никто тебя принудить не может к браку, Бог дал это нам на произволение.

* * *

Брак – это Таинство, посредством которого сочетаются лица мужского и женского пола по взаимному согласию обоих и по благословению иерейскому.

Вопрос: Какая материя или вещь брака?

Ответ: Лица мужского и женского пола.

В. Какова форма или совершение?

О. Согласие обоих на заключение между собою супружеского союза и хранение любви между собою, так чтобы не оставить одному другого до конца своей жизни.

В. Что подобает соблюдать в этом Таинстве?

О. Три вещи:

1. Желающие вступить в супружество должны приготовить себя благочестивыми делами, исповедать свои грехи и причаститься Божественных Таин за три или четыре дня перед венчанием.

2. Должны иметь правое намерение сочетаться не по страсти и не ради плотского угодия, но чтобы род человеческий к славе Божией умножился, для благословенного рождения и благоугодного воспитания своих детей.

3. Не должно быть никакого препятствия, какими являются, например, родство между ними, плотское или духовное; также запрещенное время, такое, как пост; или принуждение к супружеству родителями нежелающих детей, и прочее тому подобное.

* * *

Когда священник хочет венчать брак в своем приходе, то должен посмотреть, первым или вторым браком в супружество вступают сопрягаемые лица. Нет ли между брачными родства, указанных лет и прочего, что в Кормчей книге о тайне супружества в 51-й главе изображено, к которой прилагается данный список. Когда вторым или третьим браком сопрягаются, оба вдовые или не оба, и давно ли овдовели, оба или один... Так и в прочем испытание прилежное устраивать, нет ли какого препятствия к бракосочетанию, и если хотя бы малое сомнение покажется – не венчать, но требовать совета от нашей консистории, представляя о том письменно изъяснение.

* * *

От беззаконных же браков последуют следующие грехи: когда муж от живой жены, а жена от живого мужа венчана, то бывает прелюбодеяние; когда родственники венчаются, то последует кровосмешение; когда малолетний человек со взрослой девушкой венчается, могут случиться вражды, отравы, прелюбодеяния, кровосмешения, убийства. А что еще хуже – в таких грехах многие умирают, а венчавший священник оказывается виновником всего этого зла и потому самого себя и других явно в ров вечной погибели ввергает.

* * *

Если муж жены лишился – освободился от закона брачного, которым жена мужу и муж жене обязывается, то удобнее может заботиться о том, как угодить Господу (1Кор. 7, 32–34). Также и жена, лишившаяся мужа, удобнее может заботиться о том, как угодить Господу.

* * *

Сатана, всегдашний враг христиан, как между прочими христианами, так между женами и мужьями старается любовь и мир разрушить и посеять вражду. Удивления или даже сожаления достойная вещь!

Где и ожидать большей любви, как между мужем и женою? Естественною любовью любит человек отца и матерь свою, но Писание Святое говорит: оста вит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть (Быт. 2, 24). Одной плотью становятся муж и жена, по Писанию. Крепкий союз в единой плоти! И кто на свою плоть враждует? Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее (Еф. 5, 29). Но сколько видим мы вражды и между этими лицами, так тесно связанными! Мало какой дом сыскать можно, в котором бы таких плевелов диавольских не было. Так хитрость диавольская устроена, что где примечает большую любовь, там он большее старание прилагает разорвать ее и привнести вражду свою. И насколько же эта язва как прочим христианам, так в особенности браком сочетавшимся вредит, изъяснить невозможно! Потому против этого врага должно вооружиться верою и внимать тому, как Бог в слове Своем повелевает друг с другом обходиться.

* * *

Союз брака должен быть тверд и нерушим без благословляемых причин. Так повелевает Божие Слово: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Мф. 5, 32). Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует (Лк. 16, 18). Соединен ли ты с женой? не ищи развода. И жена связана законом, доколе жив муж ее (1Кор. 7, 27, 39).

* * *

Как муж, так и жена в супружество вступать должны с самовольного произволения и согласия. Откуда и священник при венчании обоих лиц вопрошает: волею ли и с согласия ли в супружество вступают? Сего ради супружество без согласия обоих лиц не может быть твердым. И родители, насильно убеждающие к супружеству, и священники, видя несогласие какого-нибудь лица и венчая, тяжко грешат и правильному наказанию подлежат, ибо за этим всякое зло в супружестве следует.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle