Источник

Воспитание

А особенно внушай малым детям, чтобы они знали и помнили свое обещание [при Крещении служить Христу] и с малых лет приучались к благочестию. Ибо от воспитания все житие зависит, и родители, в страхе Господнем детей своих не воспитывающие, Божьего наказания не избегнут.

* * *

Сам Бог родителям приказывает иметь всякое старание о добром воспитании детей. Читай Второзаконие, гл. 6, 6–7: и да будут слова эти, которые Я заповедаю тебе ныне, в сердце твоем и в душе твоей, и да наставишь ими сынов твоих, и да скажешь их сынам твоим, и да будешь говорить о них, сидя в доме, и идя путем, и лежа, и вставая.

* * *

Родителям, чтобы они тщательнее заботились о правильном воспитании детей, должно помнить Страшный суд Божий, помнить, что не только за себя, но и за них будут давать ответ и сильно спрошены будут, если не будут в страхе Господнем их воспитывать.

* * *

От доброго воспитания добрые плоды следуют:

1. плод благочестивого жития в выросших детях;

2. родителям радость и утеха в добронравии детей своих;

3. несомненная надежда вечной жизни;

4. также надежда добрая предвидится и во внуках, ибо дети как сами добру наставлены, так и своих детей тому же наставлять не преминут;

5. честь и похвала семье;

6. опора отечеству.

От плохого воспитания все наоборот следует:

1. злое и развращенное житие;

2. родителям скорбь и печаль о злом состоянии своих детей;

3. тщетные и напрасно прилагаемые труды об исправлении развратившихся детей своих, так как весьма трудно исторгается вкорененное зло: может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс – пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкши делать злое (Иер. 13, 23)? – говорит Господь через пророка Иеремию;

4. слабая надежда на их спасение, но скорее явная погибель;

5. такое же злонравие можно ожидать и во внуках, потому что злой отец не может научить сына добру;

6. родителей ждет тоска, скука, страх оттого, что могут быть спрошены Богом за худое воспитание своих детей, которых не наказывали, а может быть, и злым примером соблазняли;

7. бесчестие и укоризна всему роду;

8. отечеству явный и великий вред.

От плохого воспитания следуют воровство, убийства, хищения, разбои, блудодеяния, прелюбодеяния, насилия, обиды, ссоры, драки, обманы, измены, клятвопреступления, бунты и прочее бесчисленное зло.

* * *

Если дети неблагодарны будут к своим родителям, от которых столько благодеяний получили, то это следует не от чего иного, как от плохого воспитания, и в этом сами родители виноваты, потому что плохо их воспитывали. Так дети родителям своим за их нерадение и небрежение в воспитании воздают равное ослушанием, презрением, злословием, а иногда и биением. Не только в этом веке нерадивые отцы такое претерпевают, но и в будущем еще сильнее перед Страшным судом Божиим наказаны будут.

* * *

Храните детей своих от соблазнов так, как зеницу глаз ваших или даже как души свои. Знайте, что вы за них ответ Богу дадите. Он вас за них сильно накажет. Что вы их по-французски, по-немецки, по-итальянски или светским правилам не научите, за то вас Бог не спросит, а за то, что их в добрых нравах не наставите, суда Божия и истязания не избежите. Помните вы это, я вам просто, да правду говорю: если дети ваши злыми будут, то внучата еще злее, а правнучата и еще злее. Ибо злой отец добру не научит сына, и так зло будет расти, пока судом Божиим не искоренится. А всему тому злу корень и начало – злое наше воспитание.

* * *

Видим, что малое деревцо ко всякой стороне удобно приклоняется: куда приклонится, так и растет. Так и юный и малый отрок: чему учится, к тому и привыкает, и к чему привыкает, то и в прочее время творить будет. Научится ли добру в юности своей – добр и всю жизнь будет. Научится ли злу – и зол всю жизнь будет. И из малого отрока может быть и ангел, может быть и диавол. Какое воспитание и наставление будет иметь – таков и будет. От воспитания, как от семени плоды, все остальное время жизни зависит. Поэтому увещевает Божие Слово родителей: но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 4). И в притчах Соломоновых написано: кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына своего; а кто любит, тот наказывает его прилежно (Притч. 13, 25).

Многие учат детей своих светскому этикету; иные учат иностранным языкам, по-французски, по-немецки, по-итальянски говорить, и на то немалые суммы выделяют; иные стараются обучить купечеству и другим художествам. А по-христиански жить детей едва ли кто учит. А без этого всякая наука – ничто и всякая мудрость – буйство.

Какая польза христианину по-итальянски, по-французски, по-немецки говорить, но безбожно жить? Какая польза в купечестве и художествах искусным быть, но страха Божьего не иметь? Такие художники и мудрецы хуже бывают неискусных простаков.

Юное сердце как склонное ко злу ко всякому злу стремится, если страхом Божиим и уздой наказания не воздерживается. А тем более такие, которые науками и художествами ум свой изостряют, но воли не исправляют, на все плохое искусны бывают и сами тому примеры показывают.

* * *

Полезно и нужно доброе и в страхе Божием детей воспитание и о святом Крещении и обстоятельствах его им напоминание, чтобы, помня все то и рассуждая, не развратились и дара, в Крещении данного, не лишились. Это обязанность родителей их. Родители родили их к временной жизни, должны благодатью Божьей и к вечной жизни рождению их способствовать. А те родители, которые детей своих не воспитывают в добром нраве, но, более того, примером злым соблазняют, те к временной жизни рождают их, а к вечной смерти дверь отворяют – лучше таким не родиться.

* * *

Старайся иметь доброе в младых летах воспитание, которое бывает в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 4). Ибо от воспитания вся прочая жизнь зависит, как свежий глиняный сосуд: чем сначала пропитается, такой запах и всю оставшуюся свою жизнь издавать будет. Всякий рождается злым, ибо всякий в беззакониях зачинается и во грехах рождается (см. Пс. 50, 7). Поэтому, чтобы сделаться добрым, требуется исправление, обучение: как конь свирепый и необученный обучается, чтобы быть пригодным к езде. Страсти хотя и имеются в молодом сердце, однако еще не усилились, и потому если сначала наказанием и страхом обуздаются, то усмирятся и укротятся: надо ожидать доброй надежды в юноше, так воспитанном. Молодое деревцо, к какой стороне приклонится, так и до конца будет стоять, так и юное сердце: чему обучено будет, того и до смерти будет держаться.

* * *

Воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 4). Это слово Святой Дух через апостола говорит родителям и увещевает их, чтобы воспитывали своих детей, как подобает христианам. Все христиане в святом Крещении обновились к новой, святой и христианской жизни и обещали Богу верой и правдой служить и так Ему угождать. Но чтобы крестившимся не развратиться и не прийти в бедственное состояние и чтобы не случилось с ними по истинной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи (2Пет. 2, 22), – им нужно обязательно предупредить это бедственное состояние добрым воспитанием детей. Ибо с болью и воздыханием видим, что многие дети в юности развращаются. Это с ними случается от небрежения родителей. Многие родители учат своих детей художествам, служащим для временной жизни, иные стараются научить иностранным языкам и немало денег на это расходуют, но о христианском учении не заботятся и не стараются научить своих детей жить по-христиански. Такие родители рожают своих детей для временной жизни, а двери к вечной жизни затворяют…

Молодое дерево, только что посаженное, садовник привязывает к колу, в землю водруженному и утвержденному, чтобы оно ветром и бурей не было вырвано из земли, а негодные сучки и отростки на дереве отсекает, чтобы они не повредили и не иссушили дерево. Поступайте и вы так с малыми и молодыми вашими детьми. Привязывайте сердца их к страху Божьему, чтобы от козней сатанинских не поколебались и не оставили благочестие, и отсекайте возрастающие в них страсти, чтобы не выросли, и ими не завладели, и так не умертвили бы внутреннего нового человека, рожденного в святом Крещении. Ибо видим, что когда дети растут, то показываются и с ними растут и страсти греховные, как негодные отростки на дереве. Поэтому, чтобы эти беззаконные отростки не выросли, не повредили и не погубили человека, омытого святым Крещением, освященного и оправданного, нужно обязательно наставлением и учением Господним их отсекать. Отсекайте же, возлюбленные, такие отростки от детей ваших и воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. Как только они начнут хотя бы немного смыслить и добро и зло познавать, начинайте и вы дело свое и учите их.

Поступайте с ними так:

1. Напоминайте им почаще о святом Крещении и о том, что они тогда обещали Богу жить порядочно и быть постоянными, верой и правдой Ему служить и от всякого зла и греха удаляться.

2. Повторяйте им почаще, что все мы рождаемся и возрождаемся в Крещении не для этой временной жизни, не ради приобретения чести, славы и богатства в этом мире (что сама смерть наша показывает, иначе бы во веки в мире сем пребывали), но рождаемся и возрождаемся для вечной жизни. Вся наша жизнь в мире сем от рождения до смерти, – это путь, по которому идем к обещанному нашему отечеству и вечной жизни. Это часто им напоминайте, чтобы не пристрастились к суете мира сего и научились о горнем помышлять, а не о земном (Кол. 3, 2).

3. Объясняйте им, кто есть Бог христианский и чего Он от нас требует, что Он ненавидит зло и любит добро, за зло казнит человека, а за добро награждает. И хотя мы Его не видим, но Он нас видит и везде с нами невидимо присутствует, и всякое наше дело видит, и всякое слово слышит. Надо Его бояться и угодное Ему творить.

4. Просвещайте их внутренние очи, кто есть Христос, в Которого мы веруем, и ради чего Он в мир пришел, жил, пострадал и умер. Тому причиной были наши грехи и наше вечное спасение, чтобы мы, от грехов избавившись, получили вечное спасение.

5. Учите их закону Божьему и рассказывайте, чего этот закон от нас требует, то есть чтобы мы любили Бога и всякого человека. Все этому закону противное есть порок и грех, а все согласное и сходное – добродетель. Закон Божий хранить, и так удаляться от всякого греха, и добродетельно жить на святом Крещении мы обещали Богу. Кто живет иначе, тот этих обетов не хранит и перед Богом является лживым, а если истинно не покается и не исправится, то и на суде Христовом явится лживым.

6. Представляйте им последнее: смерть, суд Христов, вечную жизнь и вечную муку, – чтобы вселился таким образом в них страх Божий и береглись бы они всякого зла.

Все это и прочее вливайте, как молоко, в их юные сердца, дабы возрастали в благочестии. Называют они вас родителями – будьте же истинными родителями. Родили вы их по плоти – рождайте же и по духу. Родили вы их к временной жизни – возрождайте их и к вечной жизни.

Возлюбленные христиане! Явитесь и вы, и дети ваши на суде Христовом и за них ответ дадите Судье праведному. Он у вас не спросит, учили ли вы детей ваших художествам, учили ли по-французски, по-немецки, по-итальянски говорить, но спросит, учили ли по-христиански жить. Юные дети более внимают родительским поступкам, нежели их наставлению. Поэтому, если хотите, чтобы ваши дети были благочестивыми и добрыми, будьте сами благочестивыми и добрыми, и будьте для них примером, и так воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. Тогда и дети ваши, и вы получите вечное спасение во Христе Иисусе, Господе нашем.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle