святитель Тихон Задонский

Глухота душевная

Тело имеет слух, и душа имеет свой слух. Не всякое тело имеет отверстый слух. Не всякая и душа. Бог душе говорит: не убий, не укради, не прелюбодействуй, уклонись от зла и сотвори благо и прочее. И душа, у которой слух открыт, слышит и слушает Бога говорящего и творит то, что повелевает Бог. Невозможно душе, воистину невозможно не послушать Бога и не творить то, что Он повелевает, если у нее уши открыты. Царя земного и низшую власть слушает человек и творит то, что она велит. Бога ли говорящего не послушает душа, когда у нее слух отверст? Ей! Со всяким усердием и сладостью послушает и говорит Ему: готово сердце мое, Боже, готово сердце мое (Пс. 107, 2)…

Отверстый слух имели все те, которым сказано Христом: иди те за Мною… и последовали за Ним (Мф. 4, 19–22).

Отверстый слух души имеет каждый, кто с усердием старается заповеди Божии исполнять. Не напрасно Христос Господь говорит в Евангелии: имеющий уши слышать, да услышит (Лк. 8, 8, 15). Все имеют уши, но не все имеют уши слышать. Через уши слышать – значит иметь уши души отверстые.

Никакой пользы не приносят нам уши телесные, когда уши душевные затворены. Тело имеет свою глухоту, когда уши его закрыты. Так и душа имеет свою глухоту, когда слух у нее закрыт. Телесно глухой не слышит, что ему говорит, приказывает и обещает человек, так как не может слышать. Так и душевно глухой, то есть тот, который слух души своей закрытым имеет, не слышит, что ему Бог говорит, приказывает и обещает. Как можно слышать без открытого слуха? У всякого блудника и прелюбодея, у всякого хищника, разбойника, мздоимца, лихоимца, у всякого сребролюбца, сластолюбца – словом, у всякого беззаконнующего закрыты уши душевные, и потому душа глуха. Сколько такие слышат Слово Божие, но не слушают Бога и не исправляются. Слушают они – и не слышат. Слышат телесными, но не слышат душевными ушами. И как могут ими слышать, когда они у них закрыты?

Сколько люди слышат Христово слово: придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28), – но не хотят к Христу придти и покой иметь. Держатся за мир как за любимое свое сокровище, хотя он и беспокоит и губит их. Это глухота душевная! Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20), – говорит Христос Господь. Истинно и неложно это слово! За всех Кровь Свою пролил милосердный Иисус, всех хочет спасти, всех и каждого посещает, у всякого при доме сердечном стоит и стучит в двери, хочет войти и сладчайшую сотворить вечерю. Но глухая душа не слышит пресладкого этого голоса. Какая душа не открыла бы дверей дома своего и такого великого, такого дорогого, такого вожделенного Гостя с охотой и радостью не приняла бы, если бы услышала голос Его? Этот Гость нашей пищи и пития не требует. Свою Он нам поставляет трапезу, Своею небесною пищею и Своим сладким питием наслаждает нас. Но то беда, что бедная душа не слышит голоса Иисусова, потому и дверей не открывает Ему и посещения Его и пресладкого наслаждения лишается. Бедственна глухота телесная, как сам знаешь, человек. Но еще более бедственна душевная глухота, ибо никакого Божия слова, без которого все злополучно, не допустит до души дойти.

* * *

У телесно глухого ко всякому слову, худому и доброму, слух закрыт. Но у душевно глухого не так. Он ко всему худому: к клеветам, к негодным басням, к скверным и соблазнительным песням, к нашептываниям диавольским, к повестям о прихотях плотских и мирских – открытый слух имеет. Напротив того, к слышанию Божия Слова, чудных дел Его и похвалы Его имеет закрытый слух. Как кто скажет ему: «Вот такой-то человек таким и таким способом довольно имения себе нажил, такой-то воевода или такой-то секретарь столько тысяч денег собрал и столько душ крестьян купил», – тотчас и сам внутри себя начинает думать, как бы и ему это достать. Когда говорят, что такие-то и такие материи, такие-то и такие кареты, такие-то и такие вина и прочее, служащее прихотям человеческим, продается, тотчас думает, как бы их видеть и иметь у себя в доме. А когда проповедуется Божие Слово и говорится ему:

«Покайся, исправь себя, начни новую христианскую жизнь, бойся Бога и праведного суда Его, берегись греха, люби добродетель и старайся творить ее, и прочее», – то тому он внимает, как глухой – песне. Воистину велика душевная глухота! Что страшнее, чем вечная погибель? И что вожделеннее, чем вечная жизнь?

Бог в Писании Своем говорит и через проповедников, рабов Своих, гремит: «Бедная душа! Погибнешь, погибнешь вовеки, если не покаешься». Низведет Он на грешников сети: огонь, и сера, и дух бурный – их доля из чаши. Ибо Господь праведен и возлюбил правду; правоту видит лицо Его (Пс. 10, 6–7). Боязливых же, и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь – в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая (Откр. 21, 8). Но бедная душа сильного того голоса Божия не слышит и пребывает без покаяния, как пребывала. Бог зовет: «Обратись ко Мне, душа, и спасешься, и вечно жива будешь». Но не слышит душа Божьего зова, идет и стремится в погибель, как стремилась, не слышит, так как отверстого слуха не имеет. Страшен голос:

«Вовеки погибнешь, если не покаешься». Любезный и вожделенный голос: «Вовеки спасена будешь, если покаешься». О, если бы услышала душа голос этот, сильно бы ужаснулась, и вострепетала бы, и избрала бы истинное покаяние, чтобы избежать погибели и получить вечное спасение! Поэтому всякий христианин должен стараться и молиться о том, чтобы внутренний слух души был отверст. Отсюда бывает начало как обращения и истинного покаяния, так и спасения.

О бедный христианин, глухой христианин! Пробудись, пожалуйста, пробудись и принуди себя, падай перед Иисусом, воздыхай и с усердием молись Ему, да откроет силой Своей Божественной слух души твоей – и тогда с охотою и радостью послушаешь голос Господень. О Иисус, Сила и Надежда нашего спасения, открывающий очи слепым и слух глухим! Открой слух душ наших, да услышим Божественное слово Твое. Скажи и нашей грешной душе: «еффафа», то есть: отверзись (Мк. 7, 34) – и откроется слух ее.

Признаки душевной глухоты:

1. Когда христиане слышат Слово Божие и не исправляются.

2. Любовь к миру сему, то есть к чести, славе, богатству, роскоши и сластям. Эту глухоту сатана шептанием своим устраивает, чтобы люди не могли слышать Слово Божие и так бы погибли.

* * *

Видишь глухого человека, который не внимает тому, что говорится или запрещается, и не делает так, потому что не слышит речей и не понимает приказания или запрещения. Разумей, что таков и грешник, которому сатана заткнул уши душевные, чтобы не слышал гласа слов Божиих. Такой имеет уши, чтобы слушать, но не имеет ушей, чтобы слышать. Слышит только телесными ушами, но глух ушами душевными. Глас Слова ударяет в слух телесный, но душевного не касается, и поэтому он бывает, как глухой; потому и Слово недейственно бывает. Что говорит Ему Божие Слово, тому не внимает; что приказывает или запрещает, того не слушает, как глухой. Такому слово, увещание, совет, как глухому музыка, не приносит никакой пользы. Потому и Христос в Евангелии говорит: кто имеет уши слышать, да слышит (Мф. 11, 15)!

Все уши имеют, но не все имеют уши слышать. Отсюда бывает, что хотя и все собравшиеся в храме слушают Слово Божие, но не все получают пользу, поскольку не все имеют уши слышать. Плачевна телесная глухота, но большего плача достойна душевная. Поскольку душа, не слышащая и не слушающая Божия гласа, подлежит всякому заблуждению и вечной пагубе. Это увещевает тебя молиться Христу, чтобы отверз тебе слух душевный, как некогда глухому и косноязычному отверз слух и язык (см. Мк. 7, 32–37), и чтобы подал тебе уши слышать.



Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ЛУКАВСТВО праведный Иоанн Кронштадтский

2. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Насилие святитель Василий Великий

3. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Оружие преподобный Ефрем Сирин

4. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – ВРАЗУМЛЕНИЕ схиархимандрит Иоанн (Маслов)

5. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Неблагодарность святитель Димитрий Ростовский

6. Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова) – Истина святитель Игнатий (Брянчанинов)

7. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – НАЧАЛЬСТВО святитель Феофан Затворник

8. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – НАСМЕШКИ святитель Иоанн Златоуст

9. Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна – Еретик – беседы преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

10. Об истинах православно-Христовой веры и Церкви – И святитель Тихон Задонский

Комментарии для сайта Cackle