святитель Тихон Задонский

сост. Т. Н. Терещенко
Симфония по творениям свт. Тихона Задонского

Гордость

Конец смирения и гордости Христос объявляет, говоря: всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14, 11).

Пособие к преодолению гордости и к снисканию смирения: Незачем человеку возноситься. Чести ли ради гордишься и славы, которая, как дым или как пузырь на воде, исчезает? Богатства ли ради гордишься? Но то, по подобию денег, из рук в руки переходит, а если еще и неправдой собрано, то для тебя бедственно, ибо другому, кому не ожидаешь и не хочешь, достанется, а тебе пагуба останется. Разума ли ради гордишься? Бог дает разум и премудрость; если Он отнимет свое, то и будешь безумнее всех.

Красоты ли ради и крепости гордишься? Но она, как цветок травный, от зноя болезней увядает и иссыхает.

Благородства ли ради гордишься? Оно предков твоих, а не твое; они заслужили, а не ты: чужим хвалиться так же безумно, как щеголю чужим платьем красоваться.

Добродетели ли ради гордишься? Если она истинно есть в тебе – Божие то дело, а не твое: что ты имеешь, чего бы не получил? (1Кор. 4, 7). Как Бог отнимет Свое, то и останутся только твои грехи.

Что еще? Чего ради будешь величаться?

Посмотри на свое рождение, надменная душа: кто с большим трудом и болезнью рождается, как не человек?

Посмотри на воспитание: какое животное большего требует внимания, попечения, очищения, питания, бережения, пока вырастет, как не человек? Многие животные тотчас после рождения сами себе достают пищу, а человек сколько времени чужими руками носится, одевается, чужими трудами питается, согревается, сохраняется!

Посмотри на содержание жизни своей: кто более старается о пище и питии, как не человек?

Посмотри на одежду: откуда имеешь ее? Овца, заяц, лисица, волк, рысь, медведь одевает тебя: так ты убог, что и одеяния своего не имеешь.

Посмотри на состояние свое: кто большим бедам, страстям, тлению, болезням, немощам подлежит, как не человек? Кто большему страху, печали, скорби, суете подвержен, как не человек? Отовсюду окружен бедствиями: сзади грехи, впереди смерть, сверху суд Божий, снизу ад, со сторон соблазны мира и козни бесовские, внутри страсти, – в таком ли бедствии гордиться?

Посмотри еще на начало и конец свой: ты земля, и в землю пойдешь (Быт. 3, 20).

Проникни во гробища и распознавай там царя от воина, славного от бесчестного, богатого от нищего, крепкого от немощного, благородного от худородного. Тут хвались своим благородием, тут превозносись разумом, тут величайся красотой, тут красуйся богатством, тут надувайся честью, тут считай ранги, тут исчисляй титулы. О, бедная тварь, бедная по началу, бедная по житию, бедная по концу!

Вспомни еще, кто ты есть? Создание, по образу Божию созданное, но образ Божий погубившее, падшее, растлившееся, сравнялся с несмысленными скотами (Пс. 48, 13), но милосердием Божиим восстановленное, Сына Божия страданием и смертью искупленное…

Сын Божий за распинателей Своих молился: Отче, прости им! (Лк. 23, 34) – Тебе ли на оскорбивших тебя гневаться, злобиться, искать мщения? Но кто ты такой, что не терпят уши твои и малого оскорбления? Тварь убогая, немощная, нагая, страстная, заблудшая, всяким злополучиям подверженная, всякими бедами окруженная; трава, сено, пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий (Иак. 4, 14). Но если ты принимаешь Сына Божия как Спасителя и Искупителя, Наставника и Учителя своего, то прими и учение Его; если же принимаешь учение Его, то последуй учению Его; если последуешь учению Его, последуй смирению Его, которому Он тебя и словом и делом прежде всего учил. Вот Его сладкий глас к нам: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29).

Не стыдно ли тебе, рабу, гордиться, когда Господь твой смиряется? Как смеешь называться Его рабом, когда не повинуешься Ему? Как назовешься Его учеником, когда не слушаешь Его учения? Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Не признает и Он тебя за Своего, если не увидит в тебе Своего характера; не признает за Своего раба, если не увидит в тебе к Себе послушания; не признает за Своего ученика, если не увидит Своего учения. Ты стыдишься смирения Его, и Он постыдится тебя и отречется как от чужого. Ибо Он говорит: Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8, 38). Не будет с ним иметь участия в славе Его тот, кто не хотел быть участником в смирении Его.

* * *

Христос, Сын Божий, как только родился на земле, начал гонение терпеть. Отсюда видим, что Он от самого рождения начал ради нашего спасения крест нести. В вертепе родился и в скотских яслях возлег Тот, Который сотворил всю землю и все, что в ней. Бегал, преследуемый убийцей, Тот, у Которого в руках жизнь и смерть всех. Да постыдится гордость человеческая, которая хочет и ищет, как бы в богатых и красивых палатах покоиться, в богатстве и славе мира сего жить и не терпит слышать противного себе слова. Да постыдится, говорю, смотря на Небесного Царя, родившегося в вертепе, и в яслях почивающего, и дающего место гневу беззаконного царя, и уступающего тому.

Скажи, скажи, пожалуйста, христианин, не мог ли Христос Царь Небесный иметь для Себя места славного и великолепного для плотского Своего рождения и упокоения? Как не мог! Он – Господь всех. Его – и небо, и земля, и все, что в них. Но Он избрал вертеп как прекрасную палату и ясли скотские как многоценный одр, чтобы научить нас Своим примером не искать в мире сем богатства и славы, но быть странниками и пришельцами на земле (Евр. 11, 13) чужой и искать Небесное Отечество (см. Евр. 11, 14–16), для которого мы и созданы.

* * *

Учимся, христианин, не в пышности и гордости мира сего, а в смирении жить. Многие христиане не хотят и ездить, если не цугом14, и в высоких, богатых, позлащенных английских каретах. Это их пышность и гордость. Сами они пусть видят и рассуждают, как далеко они отстоят от Христа, Который пешком из страны в страну переходил. Да посрамится гордость человеческая и рог15 свой вознесенный да ниспустит, когда Царь Небесный и Господь славы в таком смирении на земле жил.

* * *

Что же человек возносится тем, что сегодня в его власти, а завтра может быть во власти другого, и зачем презирать того брата, который сегодня ниже, а через некоторое время выше его может быть? Видим довольно таких примеров в мире сем. Гордость всегда смиряется, а смирение всегда возносится. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1Пет. 5, 5).

* * *

В гордости и пышности живущий – с диаволом заодно, ибо диавол дух гордый.

* * *

Такое сердце, которое не старается познавать свое недостоинство и в гордости своей пребывает, в конце концов исчезает и погибает, как тень после захода солнца исчезает.

* * *

Гордости начало есть диавол, отступивший от Создателя своего и сделавшийся из светлого ангела князем тьмы. Этим смертоносным ядом как сам заражен, так и наши сердца так сильно заразил, что всю жизнь окаянства того нашего довольно оплакать не можем.

Нет ничего опаснее, сокровеннее и труднее гордости.

Опасна гордость, ибо для гордых заключается небо и вместо неба ад определяется. Бог гордым противится (Иак. 4, 6), – говорит Писание.

Сокровенна гордость, поскольку так глубоко в сердце нашем кроется, что и усмотреть ее не можем без помощи кроткого сердцем Иисуса Христа, Сына Божия, и лучше ее узнаем на ближних наших, нежели на себе. Видим прочие пороки, как то: пьянство, блуд, воровство, хищение и прочее, – ибо часто из-за них себя жалеем и стыдимся. Но гордости не видим. Кто когда себя признал от сердца гордым? Еще не случалось того видеть. Многие себя называют грешниками, но другими так называться не терпят, и хотя многие из них языком не отзываются, однако не без негодования и огорчения сердечного принимают то. И так этим показывается, что языком только называют себя грешниками, а не сердцем, на устах смирение показывают, а на сердце не имеют. Ибо истинно смиренный огорчиться и гневаться на укоры не может, поскольку считает себя всякого унижения достойным.

Нет ничего труднее гордости, ибо с великой неудобностью и также не без помощи Божией побеждаем ее. Внутри себя носим зло это. В благополучии ли находимся? Она с величанием и пышностью, презрением и унижением ближних наших рядом с нами. В злополучие ли попадаем? Через негодование, роптание и хуление показывает себя. Терпению ли, кротости и прочим добродетелям стараемся обучаться? Кичением16 фарисейским восстает на нас. И так нигде и никак от нее избавиться не можем: всегда с нами ходит, всегда хочет господствовать и владеть нами.

Как Бог гордым противится (Иак. 4, 6), показывают страшные судьбы Божии, которые нам святое Божие Слово представляет, дабы мы, взирая на них, всеми силами береглись от мерзкого и душепагубного этого порока.

* * *

Признаки гордости таковы:

1) высшим не покоряется; 2) равным и низшим не уступает; 3)гордость велеречива, высокоречива и многоречива; 4)славы, чести и похвалы всяким образом ищет; 5)высоко превозносит себя и дела свои; 6) других презирает и уничижает; 7) ищет, как бы себя показать; 8) бесстыдно себя хвалит; 9) какое добро ни имеет, себе приписывает, а не Богу; 10) хвалится и тем добром, которого не имеет; 11) весьма старается скрывать недостатки и пороки свои; 12) не терпит быть в презрении и унижении; 13) не принимает увещания, обличения, совета; 14) самовольно вмешивается в чужие дела; 15) лишившись сана или чести, и в прочем несчастье ропщет, негодует, а часто и ругается; 16) следовательно, гордость гневлива, 17) гордость завистлива: не хочет, чтобы кто равен ей и выше ее был, равную или большую честь имел, а чтобы она всех во всем превышала. 18) гордость не склонна к любви, ненавистлива.

Самолюбие же – корень всех зол. И так гордость – начало и корень всякого греха.

* * *

Гордость не только сама по себе есть тяжкий и мерзкий грех, но и других грехов причиною бывает. Ибо Бог, Который гордым противится, праведным судом от гордого благодать Свою отнимает; сатана же как дух гордый и человекоубийца к такому дому, как выметенному и убранному, удобно приступает (см. Мф. 12, 44). Потому человек, без благодати Божией оставшийся, как немощный и ко всякому злу удобопреклонный во всякий грех удобно впадает. О чем многие как Священного Писания, так и церковные истории свидетельствуют.

Конец, к которому гордость приводит, сам Христос означает: всякий, возвышающий сам себя, унижен будет (Лк. 14, 11). Она высоко возносится, но весьма низко падает.

* * *

Много причин, которые низлагают нашу гордость, некоторые из которых здесь приводятся.

1. Люди больше всего гордятся или честью и славой, или богатством, или разумом, или силой, или благородством. Но поскольку все это перемене подлежит и как приходит к нам, так и отходит от нас, ибо не наше, то возноситься тем, что не наше, весьма несмысленно. Все, что ни имеем, не наше, а Божие; мы лишь сосуды Божиих дарований. Богу дарующему подобает всякая хвала, и честь, и благодарение, а человеку – смиряться, дабы, что имеет, не отнято было из-за гордости.

2. Низлагает гордость нашу рождение и воспитание наше. Какое животное с большим трудом и болью рождается, чем человек? Знают об этом матери и при таких случаях бывающие. Какое животное в воспитании большего требует смотрения, попечения, питания, оберегания, чем человек? Многие животные тотчас по рождении сами себе достают пищу, а человек сколько чужими руками носится, одевается, чужими трудами питается, согревается, сохраняется!

3. Низлагает гордость нашу нагота наша. Прочие животные не требуют одежды, а человек так беден и убог, что и одежды своей не имеет, а от животных и прочего создания принимает ее. Овца, лисица, волк, заяц, рысь и прочие одевают и греют нас.

4. Низлагают гордость нашу и бедствия наши. Кто большим страстям, тлению, болезням, немощам подлежит, чем человек? Кто большему страху, печали, скорби подвержен, чем человек? Отовсюду окружен бедами: сзади – грехи, спереди – смерть, сверху – суд Божий, снизу – ад, со сторон – соблазны мира и козни бесовские, внутри – плоть со страстями и похотями. В таком ли бедственном состоянии гордиться?

5. Низлагает гордость нашу конец жизни нашей, ибо прах земной все мы и в землю пойдем (см. Быт. 3, 19). Мысленно осмотри гробы и отличи там царя от воина, славного от бесчестного, богатого от нищего, крепкого от немощного, благородного от худородного, мудрого от неразумного. Тут мыслью пребывая, хвались своим благородством, тут превозносись разумом, тут величайся богатством, тут возносись честью, тут считай ранги, тут исчисляй титулы. О бедное создание, бедное по началу, бедное по середине, бедное и по концу! Как обветшалый и гнилой сосуд, как прах земной – таков человек, и в землю пойдет.

6. Чем более Христа будем познавать и вспоминать, тем более свою подлость и окаянство узнавать и так смиряться. Христос, Сын Божий, Господь твой, ради тебя смирился – тебе ли, рабу, гордиться? Господь твой ради тебя рабский образ принял – тебе ли, рабу, искать господства? Господь твой ради тебя бесчестие принял – тебе ли, рабу, честью возноситься? Господь твой не имел, где головы приклонить, – тебе ли, рабу, расширять великолепные здания? Господь твой ноги умыл Своим ученикам – тебе ли стыдно послужить братии своей? Господь твой злословия, поношения, поругания, посмеяния, заплевания претерпел – тебе ли, рабу, досадного слова не потерпеть? Он неповинно и ради тебя терпел – тебе ли, виноватому, и для себя не терпеть? Не заслужили ли грехи твои того? Господь твой за распинателей Своих молился: Отче! Прости им (Лк. 23, 34), – тебе ли, рабу, на оскорбивших тебя гневаться, злиться, искать мщения? Но кто ты такой, что не терпят уши твои оскорбления? Тварь убогая, немощная, нагая, страстная, заблудшая, всяким злополучиям подверженная, всякими бедами окруженная, трава, сено, пар, ненадолго являющийся и исчезающий. Но смотри и берегись, чтобы и тебя Христос Господь твой не постыдился, если ты смирения и кротости Его стыдишься. Говорит: кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8, 38). Стыдится же Христа и слов Его тот, кто не следует Его смирению, кротости, терпению, а с миром хочет в гордости царствовать.

* * *

Худо и мерзко перед Богом гордиться всякому, но хуже тому, которого и состояние несчастья должно приводить в смирение.

Худо гордиться сановитому, благородному господину, богатому, но хуже того – простому, худородному, рабу, нищему. Так и о прочих разумей, как всякий это может признать.

* * *

Какой гордостью сердце человеческое заражено, всякий может лучше приметить на другом, нежели на себе. Ибо пороки удобнее познаем в ближних наших, нежели в себе, и более очи наши обращаем на чужие, нежели на свои грехи. Но что человек в ближнем видит, то и внутри себя имеет. Видим, как человек пытается над другим господствовать, приказывать, повелевать, показаться лучшим для других, прославиться и превознестись, всеми почитаемым и поклоняемым быть, для чего столько средств употребляет, что и перечислить невозможно.

Иной самовольно подвергает себя под треск и звук смертоносного неприятельского оружия, чтобы победителем назваться и чин получить. Иной школы и различные науки проходит, дабы или разумным и премудрым почитаться, или на высоком месте сидеть. Иной смолоду указам, правам и всяким приказным делам учится, чтобы судьею слыть. Иной богатства ищет и тем хочет отличиться более прочих. Другой созидает богатые покои, дабы с почтенными и высокими лицами знаться и так самому как бы таким именоваться. Иного попечение о платье и убранстве цветном, чтобы так в собрании не на последнем месте сидеть и от встречающихся почтение и поклон получать. Иному на ум приходит высокие и богатые кареты, избранных и украшенных коней со множеством слуг приготавливать, дабы знатным и чиновным показаться. У иного богатый стол часто собирается, чтобы от питающихся честь и похвалу получать. Иной иное замышляет для прославления имени своего.

Корень всех этих неполезных, даже вредных замыслов – гордость житейская. Но кто от смертоносного этого зла начнет благодатью Божией уклоняться и, оставив тварь, Творца искать, того другое, злейшее, зло встречает – духовная гордость и фарисейское высокоумие. Эта всепагубная язва особенно в тех привыкает гнездиться, которые много постятся, много дают милостыни, как тот фарисей на себе показал (см. Лк. 18, 10–14), а также в тех, которые удаляются в пустыни, заключаются в монастыри, одеваются мантиями, часто и много молятся и прочие, по видимости неплохие дела делать стараются.

Так рядом с бедным человеком везде эта ехидна сидит и ищет, как бы ядом своим его умертвить! Против этого зла врачевство предлагает нам Сын Божий – смирение Свое и велит у Себя тому учиться: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29).

* * *

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1Пет. 5, 5).

Премерзкий грех – гордость, но мало кто это познает, потому что он скрыт глубоко в сердце. Начало гордости есть незнание самого себя. Это незнание ослепляет человека, и так человек гордится. О, если бы человек познал самого себя, познал бы свою бедность, нищету и окаянство, – никогда бы не гордился! Но тем более окаянен человек, что не видит и не познает своей бедности и окаянства. Гордость познается по делам, как древо – по плодам.

Но посмотрим, какие плоды горького семени гордости.

1. Гордый человек всячески ищет чести, славы и похвалы. Он всегда хочет показаться кем-то и другим указывать, повелевать и начальствовать. А кто препятствует его желанию, на того сильно гневается и злобится.

2. Лишившись чести и высокого поста, ропщет, негодует и хулит. Что я согрешил? В чем я виноват? Этого ли достойны мои труды и заслуги? А часто бывает, что человек сам себя и умерщвляет.

3. Начинает дела выше своих сил, дела, с которыми не может справиться. О, человек! Зачем касаешься бремени, которого не можешь понести?

4. В чужие дела самовольно вмешивается. Он везде и всякому хочет указывать, хотя и сам не знает, что делает. Так его ослепляет гордость.

5. Без стыда себя хвалит и возвышает: «Я-де то и то сделал, такие-то и такие заслуги обществу оказал». О человек! Исчисляешь свои заслуги, но почему о своих погрешностях не говоришь? Если стыдно их объявлять, то стыдись и хвалить себя.

6. Других людей презирает и уничижает: «Он-де подлый человек, он негодный», и прочее. Человек! Он такой же человек, как и ты, ибо все мы люди. Он грешник, но думаю, что и ты от этого имени не отречешься. Он в том согрешил или грешит, а ты в другом, а может быть, что и в том же. Потому что все со грешили и лишены славы Божией (Рим. 3, 23).

7. Власти и своим родителям не покоряется, не повинуется, ибо у гордых выя жестокая и непреклонная. Они всегда хотят волю хотения своего постановить и утвердить.

8. Добро, какое у себя имеет, себе самому, своему старанию, трудам и разуму приписывает, а не Богу. О человек! Что ты можешь своего иметь, если нагим вышел из чрева матери своей? Что можешь иметь, если Бог, Источник всякого добра, не подаст тебе? Что наше старание и труд может без помощи Того, Который один все может и без Которого каждый – ничто, как тень без тела?

9. Обличения и увещания крайне не любит. Считает себя исправным, хотя и весь замаран.

10. При уничижениях, презрении, в бедах и напастях не терпит, негодует, ропщет, а часто и хулит.

11. В словах и поступках показывает некую надменность и пышность, и прочее.

Это плоды гордости, ненавистные Богу и людям.

Горьки эти плоды, горько же и семя, от которого они рождаются. Что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16, 15). Поэтому и написано: всякий возвышающий сам себя унижен будет (Лк. 14, 11).

* * *

14

Цуг – шесть лошадей в упряжи, запряженные в два ряда.

15

Рог – в церковнославянском языке обозначал гордыню, киченье.

16

Кичение – гордость, высокомерие.



Источник: Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Т. 1-5. М., 1889.

Комментарии для сайта Cackle