Пророк веры1

Источник

Книга пророка Аввакума, научному исследованию которой посвящена представленная на Ваш ученый суд моя книга, очень скудна биографическими и историческими данными, но богата психологическими переживаниями. Установление, выяснение её исторической перспективы было делом для меня весьма нелегким. Зато изученный идейный материал представляется в простых и ясных, и вместе – довольно цельных и полных очертаниях. Быть может, так дело обстоит и к лучшему, потому что условия самой работы предостерегали меня от увлечений, на путь которых толкали меня установившиеся в современной библейской науке тенденции. Здесь очень заметен уклон говорить по поводу священной книги, а не о самой книге. Надо же, таково мое глубокое убеждение, изучать самую священную книгу и притом так, чтобы центром исследования, а вместе и его целью был заключающийся в ней дух и смысл. К этому же должны вести и все периферические исследования о книге, в особенности филологическое изучение текста её, чтобы чрез священные слова и даже буквы мы восприняли священные мысли. Об этом-то мы и старались, как умели, а сейчас нам хотелось бы, подводя итог всему нами изученному, сказать об идее книги пророка Аввакума или, точнее, о том идейном содержании, которое в ней заключается.

Во всей книге нашего пророка личность его богодухновенного творца выступает очень ярко и определенно. За каждым словом чувствуется напряжение выстрадавшего его великого духа Аввакума, и книга его, лирическая по характеру своему, есть поистине книга его переживаний (тем более она ценна в идейно-богословском отношении). Отметить основные черты содержания книги Аввакума значит дать характеристику настроения пророка.

Когда-то Лютер читал книгу Аввакума, и его внимание было приковано словами 4-го стиха 2-й главы: „праведный верою жив будет“ (Авв.2:4). Лютер был поражен великой мыслью пророка, и потом не раз обращался к ней. В своей Библии он написал около этого стиха: „Это – чудное (wunderbarliche) слово: вера должна быть жизнью»2. Действительно, Лютер не ошибся: 4-й стих 2-й главы – идейный центр книги Аввакума, идея жизненной силы веры – основная идея его книги. Вся книга Аввакума решает проблему веры3, а здесь, по выражению Katwijk’a, – зерно её4. Вся книга представляет собою развитие этой идеи. Человек нетвердый духом падает, но твердая вера в истинность Божиих обетований – прочный залог жизни (Авв.2:4). Обетования Божии являются обыкновенно превышающими человеческие рассуждения, они не умещаются в рамки текущего момента и кажутся даже противоречащими действительности, не могущими осуществиться... Тем тяжелее, тем больше испытания вере представляют они, что до их осуществления еще очень долго (Авв.2:3). Надо твердо веровать в Бога и верить Богу, а для того, чтобы не ослабеть, необходимо иметь запас внутренней нравственной силы. «Падает тот, у кого не пряма, не верна, не искренняя душа его в нем, а праведный верою (своею) жив будет» (Авв.2:4 по предлагаемому нами чтению5. Жизнь, полная и совершенная жизнь, жизнь, которая «и при смерти имеет надежду» (Притч.14:32) возможна только וֹטנָוּמאֱבֶ в атмосфере веры в Бога. В слове הנָוּמאֱ мыслится прежде всего непреклонная твердость и стойкость веры. Такая вера есть плод терпения и доверия к откровению Божественному, плод долгих и тяжелых испытаний, мук души (mentis angustiae)6. Пророк пережил очень много: чрез всю его книгу проходит настроение сильной нравственной борьбы. Ведь пророчество Аввакума есть אשָּטַּהַ, бремя, и оно таково прежде всего для души самого пророка. Пророку тяжело, до болезненности тяжело, – от бедствий внешних и внутренних страданий почва колеблется под ним (Авв.3:16). Но он верует – и у Господа ищет разрешения жизненных сомнений и противоречий, и находит – преодолевает их. Аввакум являет в своем настроении высоту веры, прошедшей чрез сомнения – сомнения не легкомысленного или злостно-предубежденного рассудка, но духа смиренного и терпеливого, устремляющегося познать более – Бога и Его пути7.

Такие борения духа пророка Аввакума суть свидетельство его высокого благородства и силы, и они примиряются весьма глубоко в вере пророка.

В свете веры Аввакум оценивает прошедшее и настоящее, с верою он смотрит и в будущее. Пророк исходит от скорбного настоящего. В нем он не видит ничего отрадного. Углубляясь в осознание окружающей его действительности, пророк чувствует себя как бы в тяжелой атмосфере «насилия». Грустные картины проходят пред его внимательным взором и отзываются скорбью в сердце. Эта скорбь тем сильнее, что жизнь пророка всецело и безраздельно отдана его родине, его народу8.

Развитие «преступлений», «грабежей», «обид» и прочих «бедствий» (Авв.1:3) народной жизни – симптомы разложения её, а падение правосудия, потеря чувства законности, отсутствие уважения к добродетели говорит уже о начале конца. Эти язвы народной жизни особенно болезненно ощущаются пророком. В коротких, но сильных словах своего «вопля» пророк с неумолимою беспощадностью свидетельствует, что раз закон, сердце Израиля, цепенеет, становится безжизненным, то прекращается и жизнь иудейского царства, – оно умирает (Авв.1:4). Поражаемый тяжестью столь значительных общественных бедствий, пророк с ужасом восклицает: «Доколе!» (Авв.1:2) – в этом возгласе выливается из глубины души горесть сердца пророка одинокого в своей скорби.

Но Господь грозит наказать народ ужасами халдейского нашествия, и пророк, с ревностью и откровенностью указывавший преступления народа, умоляет Господа не дать ему погибнуть, проявить ему и милость свою (Авв.1:12–17). Переживая бедствия жестокого халдейского нашествия столь реально, как бы они уже наступили, пророк испытывает душевные муки. Но в ожидании этого ужасного бедствия смущенный дух пророка находит успокоение и утешение в уповании своей крепкой веры. Пусть враги дерзко и жестоко поражают народ Божий, Господь – Покровитель тех, кто верен Ему. Глубокая вера в Промысел Любви Божией к народу Своему успокаивает пророка в день бедствия (Авв.3:16, 18). Пророк восторженно восклицает: «Не Ты – ли искони Господь Бог мой, Святый мой, – мы не умрем!» (Авв.1:12). В этом энергичном вопросе – утверждении пророк свидетельствует свою непоколебимую веру в Господа. Господь – издревле Отец и Хранитель Израиля, – его сила и святыня: значит, если Он наказал народ Свой нашествием халдеев, то не в целях разрушения и погибели, а в целях строгого воспитания. Так именно живая и глубокая вера пророка и прозревает смысл бедствий народа. С неопровержимой ясностью пророк просто говорит: «Господи, Ты для суда воздвиг его. Скала! Для наказания Ты назначил его» – жестокого и грозного врага (Авв.1:12).

Но пророк недоумевает дерзновенно, – почему же безнаказанны гордые и нечестивые халдеи, орудие Божия гнева на народ иудейский. И опять обретает пророк успокоение в Откровении Божием о погибели халдеев: они будут наказаны в полную меру их вины (Авв.2:5–20). Господь – во святом храме Своем, – и кажущаяся сила нечестия ничтожна. Господь царствует9.

Проникновенное созерцание в настоящем зла и будущего наказания ради великих целей приводит напряженную веру пророка в состояние умиления. И пророк молится о спасении народа своего. В молитвенном созерцании пророка будущее соединяется с прошедшим. Из времен прошедших он научается, оком горячей, сильной веры смотреть в будущее. С пристальностью и вниманием, с которыми может смотреть только взор твердой и крепкой веры, пророк созерцает близость Господа к народу Своему и чудесные знамения любви и милости Божией, как в общем ходе истории избранного народа, так и в отдельных достопамятных событиях. С трепетом и смущением, в страхе грядущего наказания, пророк умоляет Господа помиловать Свой народ (Авв.3:2). Горькие и мучительные чувства в душе его борются с глубокой и сильной верой пророка. Побеждает вера, залог спокойствия духа. Печальная действительность пригибает его к земле, но он на высотах Богообщения и Откровения, веселясь и восторженно ликуя, находит радость в Боге. Убежденный голос, укрепленный испытаниями веры, твердо и даже радостно говорит и в день бедствия: «Господь Бог – сила моя!» (Авв.3:19).

Вот о чем было слово «богоглаголиваго» Аввакума, дивного весеннего соловья (по выражению Eichhorn’a) в лике пророков Израиля. Вера и терпение – дух и сущность проповеди Аввакума10. Мы, как говорили уже, не можем сказать почти ничего об обстоятельствах внешней жизни нашего пророка, но для нас зато с осязательностью, непосредственно дана нетленная красота его внутреннего облика, не холодная красота гордой самозамкнутости, печального солипсизма, а живая красота действенной веры, изливающейся во всем настроении нашего пророка. Исследователи богословия пророков отмечают, как их общую черту, упование на Господа11, но если говорить о характерных особенностях каждой пророческой книги, то стихия Аввакума – вера. Павла называют Апостолом веры, Аввакума мы назовем пророком веры. Слово благоговейного восхищения – наше первое и последнее слово о книге пророка Аввакума. Вера Аввакума есть вера испытанная, твердая, и вместе радостная, торжествующая...

* * *

1

Речь перед защитой магистерской диссертации «Книга пророка Аввакума. Введение и толкование». Сергиев Посад, 1913.

2

Dr. Martin Luther's sammtliche Werke. В. 52 (Frankfurt a M. und Erlangep – 1853 S. 334; ср. B. 63. SS. 84–85.)

3

G. Cambell Morgan. The Analysed Bible, 2 – lob to Malachi (London MCM VIII), p. 277–284.

4

D. J. van Katwijk. De prophetie van Habakuk (Rotterdam – 1912). S. 202.

5

Наша книга, стр. 123.

6

Блаж. Иероним. PL, t 25, col. 1275 В.

7

A.T. Kirkpatrick. The Doctrine of the Prophets (London – 1907), p. 285.

8

Св. Кирилл Александрийский. PG. t. 71, col, 848 С; рус. ч. 10, стр. 243.

9

G. Cambell Morgan. The Analysed Bible, 2, p. 282.

10

А. Т. Kirkpatrick. The Doctrine of the Prophets, p. 285.

11

H. Niemoller. Die Prophetcn Israels und ihre Bedeutung fiir unsere Zeit (Elberfeld 1904), SS. 18–19.


Источник: Варфоломей (Ремов), пером. Пророк веры: [Речь перед защитой магистерской диссертации «Книга пророка Аввакума. Введение и толкование». Сергиев Посад, 1913] // Богословский вестник 1914. Т. 1. № 1. С. 13-17 (2-я пагин.).

Комментарии для сайта Cackle